Глава 11

1Подражайте мне, как я подражаю Христу.

О благопристойном участии в богослужении

2Я же хвалю вас за то, что вы помните все, чему учил я и что делал, и держитесь наставлений 'Господних', как я передал их вам.

3Хочу, однако, чтобы вы 'ясно' понимали, что глава всякому мужу - Христос, глава жене - муж, а глава Христу - Бог.

4Всякий муж, когда он молится или возвещает Божью весть с покрытой головой, навлекает позор на свою голову,

5а жена навлекает позор на свою голову, когда молится или возвещает весть Божью с головой непокрытой; это то же самое, как если бы она была обритой.

6Если женщина не покрывает свою голову, пусть и стрижется, если же ей стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.

7Мужчина не должен покрывать свою голову, потому что он - образ Божий и слава Его, а женщина - слава мужчины.

8Ведь не от женщины 'изначально' мужчина, а она - от него.

9И не мужчина создан для женщины, а женщина - для мужчины,

10потому у женщины должен быть на голове 'знак особой' власти 'над нею', чтобы не огорчать неприличием ангелов.

"Впрочем, по-христиански, ни жена без мужа, ни муж без жены 'тоже';

12ибо как женщина 'произошла' от мужчины, так 'теперь каждый' мужчина 'рождается' от женщины; и все - от Бога.

13Судите сами, прилично ли женщине молиться Богу с непокрытой головой?

14Не сама ли природа учит вас, что длинные волосы унижают мужчину,

15а когда волосы растит женщина - для нее это честь? Ведь ей даны волосы как покрывало.

16Тому же, кто 'все еще' склонен спорить, 'следует знать': что ни у нас, ни 'вообще' в церквах Божьих такого обычая, 'который он отстаивает', нет.

Указания о вечере Господней

17Давая вам эти указания, 'скажу о том, чего' не одобряю: ваши собрания скорее во вред вам, чем на пользу.

18Начать с того, что на ваших церковных собраниях, как я слышал, есть разделения, и я отчасти этому верю.

19(Ведь у вас расхождения во взглядах и должны быть - 'для того хотя бы', чтобы выявились среди вас надежные.)

20Вы, стало быть, и когда собираетесь вместе, в вечере Господней, 'по сути', не участвуете;

21ведь, когда вы едите, каждый торопится съесть свою собственную пищу, так что один остается голодным, в то время как другой уже пьян.

22Неужели у вас нет 'своих' домов, чтобы есть и пить 'там'? Или вы пренебрегаете церковью Божией и готовы унижать нуждающихся? Что скажу вам? Можно ли похвалить вас? 'Нет', за это не похвалю!

23Ибо от 'Самого' Господа я принял и, 'в свой черед', передал вам, что Господь Иисус в ночь, когда Его предали, взял хлеб

24и, возблагодарив, разломил 'его', и сказал: "Это тело Мое, за вас 'отдаваемое'. В память обо Мне делайте это".

25После 'пасхального' ужина 'взял Он' также чашу и сказал: "Эта чаша - новый завет, Моею Кровью 'утвержденный'. Всякий раз, когда будете пить 'из нее', в память обо Мне делайте это".

26Посему, когда вы едите этот хлеб и пьете из этой чаши, всякий раз вы смерть Господа возвещаете в ожидании Его пришествия.

27А потому, кто ест этот хлеб или пьет из чаши Господней недостойно, тот грешит против Тела и Крови Господа.

28Пусть же каждый испытывает себя и 'только потом' так ест этот хлеб и пьет из этой чаши.

29Ибо кто ест и пьет, не помышляя о Теле Господнем, тот ест и пьет себе в осуждение.

30Оттого-то среди вас так много немощных и больных, и немало умерло.

31Если бы мы сами судили себя, то не были бы судимы.

32Будучи же судимы Господом, мы, 'как дети', подвергаемся наказанию, чтобы не быть нам 'потом' осужденными 'вместе' с миром.

33Итак, братья мои, придя на вечерю, друг друга ждите.

34Если же кто голоден, пусть ест дома, чтобы в общем собрании не навлекать на себя осуждения. Остальное улажу, когда приду.

Глава 12

Дары Духа

1Не хочу 'и того', братья, чтобы вы оставались в неведении о 'даpax' духовных.

2Вы 'сами' знаете, что когда вы были язычниками, вас неодолимо влекло к безгласным идолам.

3Хочу поэтому, чтобы вы 'ясно' понимали, что никто, если он движим Духом Божьим, никогда не произнесет проклятья на Иисуса; никто и Господом не может назвать Иисуса, иначе как по внушению Духа Святого.

4Разные есть дарования, но Дух - один;

5разные есть и служения, а Господь - один;

6и действия - разные, Бог же, все во всех производящий, - один.

7Для 'общей' пользы, однако, каждому дается 'особое' проявление Духа:

8одному чрез Духа дано слово, 'исполненное' мудрости; другому - слово, 'исполненное' знания, по 'воле' того же Духа;

9иному Дух дарует веру; иному от Него же - дары исцелений;

10другому - силы к совершению чудес; а кому - дар возвещения Божьей вести; кому - способность распознавать духов; иному - разного рода языки; а иному - 'умение' толковать сказанное на них.

11Во всем этом являет себя один и тот же Дух, и по воле Его каждому дается свое.

Церковь как единое тело

12Подобно тому как тело 'человека' из многих частей состоит, но все они, сколь ни много их, одно тело составляют, так и Христос.

13Так и мы все, иудеи и язычники, рабы и свободные, в единое тело одним Духом крещены были, и всем нам было дано одного 'и того же' Духа напиться.

14Тело ведь не из одной части состоит, а из многих.

15И если нога скажет: "Я не рука и потому не принадлежу телу", - она не перестанет быть частью тела.

16И ухо, оттого что скажет: "Я не глаз и потому не принадлежу телу", - не перестанет быть частью тела.

17Если же все тело - глаз, где 'тогда' слух? Если все - слух, где обоняние?

18Но Бог Своею волею каждой части тела дал 'свое' место в нем.

19А если бы все части тела были одним каким-то органом, где бы тогда было тело?

20На самом же деле и тело одно, и органов в нем много.

21Не может глаз сказать руке: "Ты мне не нужна". Не может и голова ногам 'сказать': "Вы мне не нужны".

22Нет, как раз без тех частей тела, которые кажутся нам самыми слабыми, мы и не можем обходиться.

23Менее почетным мы оказываем даже особое почтение; те же, которые выставлять напоказ считается неприличным, наиболее приличны 'заботами нашими',

24тогда как другие 'части нашего тела' в этом не нуждаются. Но Бог составил тело так, что придал особое достоинство 'тем' частям, 'которые кажутся' менее важными,

25чтобы не было разделения в теле, но все его части заботились бы друг о друге в равной мере.

26Страдает ли поэтому одна часть тела, с ней страдают и все остальные; а если оказывают внимание одной какой-то части тела, все остальные радуются с ней.

27Вы - тело Христово, и каждый из вас - часть его.

28Бог и поставил в церкви одних, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; даже, способность совершать чудеса дал другим, а иным - дары исцеления, оказания помощи, управления и 'разного' рода языки.

29Разве все апостолы? Разве все пророки или учителя? Все ли совершают чудеса?

30У всех ли дары исцеления? Все ли говорят на 'чужих' языках? Все ли толкуют 'сказанное'?

31Потому стремитесь получить большие из этих даров, но 'знайте', что есть еще лучший путь, и я могу указать вам его.

Глава 13

Любовь превыше всех даров

1Если говорю я на языках человеческих и ангельских, а нет любви у меня, - гонг я звенящий или кимвал я бряцающий.

2И если могу проповедовать я вдохновенно и постигать все тайны и всякое знание, если обладаю я столь сильной верой, что могу и горы сдвигать, а нет любви во мне, я - ничто.

3Если раздам все имущество 'бедным' или 'даже' тело свое отдам на сожжение, а нет любви у меня, - никакой мне 'в том' пользы нет.

4Любовь долготерпит и милосердствует. Она не завидует и не превозносит себя. Не надмевается любовь

5и не бесчинствует; она не ищет своего, не раздражается; любовь не помнит зла.

6Ее не радует неправда - она ликует вместе с истиной.

7Любовь вступается за всех, всему верит, на все надеется и все переносит.

8Любовь вечна. Прекратятся вдохновенные проповеди, исчезнут 'сами' языки, упразднится и знание.

9Ибо и знания наши, и пророчества - они неполны;

10и все это будет упразднено, когда придет совершенное.

11Когда я был младенцем, то как младенец и говорил; на все у меня был взгляд младенца, и, как младенец, я рассуждал. Но, став мужчиной, я расстался со 'своим' младенчеством.

12Так вот и мы ныне видим 'все' неясно, как в тусклом зеркале, но однажды 'увидим' лицом к лицу. Мое знание теперь несовершенно, тогда же оно станет полным, подобно тому, как и я был познан 'Богом'.

13Итак, вера, надежда, любовь - сии три пребывают 'вовеки'; а большая из них - любовь.

Глава 14

Возвещающий весть Божию превосходит говорящего на языках

1Любовь - вот к чему должны вы стремиться! Но заботьтесь ревностно и о дарах духовных, особенно же о том, чтобы весть Божию возвещать.

2Ведь если кто говорит на 'незнакомом' языке, он Богу говорит, а не людям, ибо никто 'его' не понимает: Духом вдохновляемый, слова он 'все же' говорит непонятные.

3А кто возвещает весть Божию, тот людям говорит 'в' наставление, ободрение и утешение.

4Всякий говорящий на 'непонятном' языке 'лишь' себя ободряет, тот же, кто возвещает весть Божию, наставляет церковь.

5Желал бы я, чтобы все вы говорили на языках, но еще более, чтобы возвещали весть Божию, ибо возвещающий ее превосходит говорящего на языках, если, правда, тот не толкует 'сказанное', чтобы церковь получила наставление.

6Какую принесу пользу вам, братья, если приду к вам как говорящий на языках, но в словах моих не будет 'для вас' ни откровения, ни познания, ни пророчества, ни наставления?

7Так и с бездушными инструментами, издающими звук, 'скажем', свирелью или лирой: если не производят они тонов раздельных, как распознать, что играют на них?

8Или кто станет готовиться к бою, если неясен звук трубы?

9Так и сказанное вами не поймут, на 'каком бы' языке 'ни говорили' вы, если не произносите внятной речи. На ветер говорить будете.

10Сколь ни много в мире разных языков, ни одного нет, чтобы он не был 'сам по себе' понятен. "Но если мне неведом язык говорящего, то я для него чужестранец, так же и он для меня.

12Вы, я знаю, 'даров' Духа жаждете, заботьтесь же более всего о тех, кои укрепляют церковь.

13Кто говорит на 'чужом' языке, должен и о том молиться, чтобы мог он толковать 'сказанное'.

14Ведь если я молюсь на 'непонятном' языке, молится 'лишь' дух мой, ум же 'к сему' непричастен.

15Так что же? Буду молиться духом, но молиться буду и умом; духом буду петь, но и умом тоже.

16Ведь если ты 'только' духом благодаришь 'Бога', как присутствующий при этом непосвященный 'человек' скажет "аминь" на твое благодарение, когда он не знает, что ты говоришь?

17Ты, может быть, хорошо благодаришь, но другого это не укрепляет.

18По милости Божьей я говорю на языках более, чем вы все;

19но в церкви я 'лучше' пять слов скажу умом своим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на 'непонятном' языке.

Дар языков полезен там, где им пользуются разумно

20Пусть не останется детским ваш разум, братья; на злое будьте младенцами, а по уму - зрелыми.

21Как написано в Законе, Господь сказал: "Через людей иных наречий, устами чужестранцев буду говорить народу этому, а он и тогда не послушает Меня".

22Языки поэтому - не для верующих знамение, а для неверующих; возвещение же вести Божией - не для неверующих знамение, а для верующих.

23Так что если в общем собрании церкви вы все заговорите на 'непонятных' языках, а 'к вам' придут непосвященные или неверующие, не скажут ли они, что вы безумствуете?

24Если же кто неверующий или непосвященный придет к вам, когда все вы возвещаете весть Божью, услышит он в словах каждого и обличение, и суд,

25откроются 'тогда' тайны сердца его, падет он ниц, поклонится Богу и скажет: "Воистину с вами Бог!"

Порядок в богослужении и жизни - установление Господне

26Что же 'следует из этого', братья? Когда вы собираетесь, и у каждого 'из вас' есть песнь хвалы, или поучение, или откровение, 'может быть, дар' языка, или толкование - пусть служит все это созиданию.

27Если говорят иные из вас на 'чужом' языке, пусть по очереди говорят двое, самое большее - трое, а кто-то пусть толкует.

28Если же нет 'среди вас' толкователя, пусть они молчат в церкви и говорят 'на языках только' себе и Богу.

29И проповедники пусть говорят двое или трое, а другие пусть судят 'о сказанном'.

30А если дано будет откровение кому-то из присутствующих, первому следует замолчать.

31И так все вы, один за другим, сможете возвещать весть Божию, чтобы каждый получал и наставление, и утешение.

32И проявление дара пророческого подвластно 'воле' возвещающих весть Божию,

33потому что Бог есть Бог мира, а не беспорядка. Как во всех церквах народа Божьего,

34пусть и у вас женщины молчат в собраниях, ибо им, как о том и в Законе сказано, подчиняться положено, а не говорить.

35Если же что-то узнать хотят, пусть дома спрашивают своих мужей, так как в церкви женщине говорить не пристало.

36'Не думаете ли вы', что от вас пошло слово Божие или вас одних достигло?

37Всякий, кто считает себя пророком или наделенным силой Духа, должен признать, что то, что пишу 'здесь' для вас, - заповедь Господня.

38А кто 'этого' не признает, того 'Бог' не признает.

39Ревнуйте же, братья мои, о том, чтобы 'вам' проповедовать, но и говорить на языках не запрещайте;

40только пристойно пусть будет все и сообразно порядку.

Глава 15

Благая Весть о воскресении из мертвых

1'И снова' я возвещаю вам, братья, Благую Весть, которую уже проповедовал вам и в которой, приняв ее, вы утвердились.

2Через эту Весть спасаетесь, если остаетесь верными тому, что я возвещал вам; разве только не была ваша вера 'с самого начала' ненастоящей.

3Ведь я передал вам, как самое важное, то, что и сам принял, - весть, что Христос, по Писанию, за грехи наши умер

4и погребен был, а в третий день воскрешен, как 'о том' в Писании 'и говорилось',

5и что явился Он Кифе, затем - Двенадцати,

6а однажды - более чем пятистам братьям сразу (из них большинство еще живо, а некоторые 'уже' умерли).

7После того явился Он Иакову, а потом - всем апостолам,

8и 'уже' после всех явился и мне, недостойному.

9Я ведь из апостолов - наименьший и 'даже' называться апостолом не вправе, потому что преследовал церковь Божию.

10Но по Божией благодати я есть то, что я есть, и благодать Его во мне не тщетной оказалась. Нет, я 'даже' более, чем все они, трудился и сделал, не я, впрочем, - благодать Божия 'была' со мной.

11 'Не в том, однако, дело', я или они, - мы 'все' так проповедуем, и вы так уверовали.

Воистину - Христос воскрес

12Мы проповедуем Христа воскресшего, - как же могут иные из вас говорить, что нет воскресения мертвых!

13Ведь если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес,

14а если не был Христос воскрешен, тщетна наша проповедь, и вера ваша тщетна.

15Но тогда получается, что мы и о Боге ложно свидетельствовали, мы ведь свидетельствовали, что Бог Христа воскресил, а Он - если воскресения мертвых и в самом деле нет - Христа не воскрешал.

16Ибо, 'снова скажу', если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес.

17Ну, а если Христос не воскрес, немногого стоит ваша вера: вы все еще во грехах ваших.

18Тогда 'безнадежно' погибли и те, кто умер с верою во Христа.

19Если 'вся' наша надежда на Христа связана только с этой жизнью, мы несчастнее всех людей.

20Но воистину воскрешен был Христос из мертвых, и это было начало.

21Ведь если смерть 'пришла в мир' через человека, то и воскресение мертвых - через Человека.

22И так же, как 'связанные происхождением' с Адамом все умирают, 'связанные верой со' Христом все будут оживотворены.

23Но каждый в свой черед: первый - Христос как "начаток", потом - Христовы, в пришествие Его.

24И тогда 'наступит' конец, когда Он, упразднив всякое 'иное' начальство, всякую 'иную' власть и силу, передаст Царство Богу Отцу.

25Ибо царствовать Ему надлежит до тех пор, пока не повергнет Он всех врагов под ноги Свои;

26последний же враг истребится - смерть.

27Бог ведь "все 'в знак' подчинения положил к ногам Его". Ясно, что речь идет о подчинении всего, кроме Того, Кто все Ему и подчинил.

28Когда же "все" будет подчинено Ему, тогда и Сам Сын подчинится Тому, Кто подчинил Ему все, чтобы 'воистину' Бог был "все" во всем.

29Если все это не так, что! тогда, 'по вашему', делают те, которые за мертвых принимают крещение? Зачем 'они' за мертвых принимают крещение, если те не воскресают?

30Да и мы зачем 'тогда' ежечасно подвергаемся опасностям?

31Я каждый день встречаюсь со смертью. И это так же верно, как и то, что я во Христе Иисусе, Господе нашем, горжусь вами.

32Если из 'простых' человеческих побуждений боролся я "с дикими зверями" в Эфесе, чего я этим достиг? Если мертвые не воскресают, "будем есть и пить, ибо завтра умрем!"

33Не обманывайтесь: в дурном обществе и добрые нравы растлеваются.

34Образумьтесь же, наконец, и более не грешите; из вас же иные 'до сих пор' не понимают Бога - к стыду вашему говорю 'это'.

Как воскреснут мертвые!

35Но кто-то спросит: "Как можно воскресить мертвых? И в каком теле они явятся?"

36Какое безумство! Что сеешь ты, не будет ведь оно оживотворено, если не умрет прежде.

37И сеешь ты 'вовсе' не то тело, коему 'только' предстоит явиться, а голое зерно, пшеничное или другое какое.

38Бог же по Своему усмотрению дает ему тело, каждому семени - свое.

39Всякая плоть - разная плоть: одна - у людей, другая - у животных, своя плоть у птиц, иная - у рыб.

40'Это' как тела 'есть' небесные и земные; но своя красота у небесных тел, у земных же - другая.

41'В небесах' свое сияние у солнца, другое - у луны, иное - у звезд; и звезда от звезды отличается 'тоже'.

42Вот и при воскресении мертвых так: сеется в тлении, воскрешается в нетлении;

43предается земле в унижении, воскрешается в славе; сеется в слабости, воскрешается в силе.

44Погребается тело земное, воскрешается - духовное. Ведь если есть тело земное, то есть и тело духовное.

45По Писанию, "первый человек, Адам, стал душою живою", Адам же последний - жизнетворным духом.

46И не духовное прежде, а душевное, 'лишь' потом - духовное.

47Первый человек - от земли, он - 'существо' земное, второй Человек - с неба.

48Каков 'первый' из праха, таковы и 'все' из праха; и каков Тот, Кто с неба, таковы и 'все' небесные.

49И как были мы подобны тому, кто из праха, так уподобимся и Небесному.

50Я говорю о том, братья, что плоть и кровь не могут наследовать Царства Божьего и тление не наследует нетления.

51И еще скажу вам тайну: не все мы умрем, но все преобразимся.

52'Свершится это' быстро, во мгновение ока, при последней трубе. Вострубит она, и мертвые воскреснут нетленными, мы же окажемся преображенными,

53ибо должно это тленное облечься в нетление и это смертное - в бессмертие.

54Когда же тленное это облечется в нетление и смертное это - в бессмертие, сбудется сказанное в Писании: "Поглощена смерть победою".

55"Смерть, где твоя победа? Где твое жало, смерть?"

56Жало ведь смерти - грех, и сила его от Закона.

57Но Богу благодарение: через Господа нашего Иисуса Христа Он дарует нам победу.

58Так будьте тверды и непоколебимы, братья мои возлюбленные. Отдавайте себя беспредельно делу Господню, 'определенно' зная, что труд ваш не тщетен в Нем.

Глава 16

Забота о бедных

1'Ну и наконец', о сборе средств для нуждающихся христиан: как я установил в церквах галатийских, так и вы сделайте.

2Пусть каждый из вас в первый день недели откладывает столько, сколько позволяет его доход, и хранит 'это' у себя, чтобы не заниматься сборами, когда я приду.

3Когда же прибуду, тех, кого вы сочтете подходящими 'для этого', я пошлю с письмами доставить ваш дар в Иерусалим.

4А если и мне нужно будет пойти 'туда', они отправятся вместе со мной.

Планы и просьбы апостола

5Приду к вам, когда пройду через Македонию, я ведь через Македонию 'собираюсь' идти.

6Возможно, я задержусь у вас или даже перезимую, чтобы вы могли проводить меня потом, куда я направлюсь.

7Я 'мог бы и' нынче повидаться с вами, но это была бы короткая встреча, а я хочу и надеюсь побыть у вас, если позволит Господь, подольше.

8В Эфесе же останусь я до Пятидесятницы,

9потому что открылись 'здесь' передо мною большие возможности для успешного служения", 'хотя' и противников много.

10Если же придет 'к вам' Тимофей, позаботьтесь о том, чтобы ему нечего было опасаться у вас, - ведь и он, как и я, Господне дело совершает, -

11а потому не пренебрегайте им никто, но проводите с миром, чтобы он вернулся ко мне: я ведь жду его 'возвращения' с братьями.

12Что же до брата Аполлоса, я очень просил его прийти к вам, и не одного, но он не захотел идти нынче же, а придет в более удобное время.

Последние просьбы, наставления и приветствия

13Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны и сильны!

14Пусть все у вас совершается с любовью.

15'И еще об одном' прошу вас, братья: вы 'ведь' знаете семью Стефана, они были первыми из обращенных в Ахаии и посвятили себя служению народу Божьему.

16Служите и вы таким 'людям' смиренно и, 'вообще', каждому соработнику и труженику.

17Меня обрадовали своим прибытием Стефан, Фортунат и Ахаик: они мне 'сколько-то' заменили вас

18и успокоили меня, как и вас. Почитайте таких людей.

19Приветствуют вас церкви Асии. Особенно горячо приветствуют вас во Господе Акила и Прискилла вместе с церковью, 'которая собирается' в их доме.

20Приветствуют вас все братья. Приветствуйте 'и вы' друг друга святым поцелуем.

21Приветствие моей рукой - ПАВЕЛ.

22А кто не любит Господа", анафема 'тому'! Гряди, наш Господь!

23Благодать Господа Иисуса 'да будет' с вами!

24Всем вам, 'кто' во Христе Иисусе, любовь моя!