Глава 6

Не лучше ли стерпеть обиду!

1Как смеет тот из вас, у кого тяжба с другим 'братом', взывать к языческим судьям, а не к церкви ?

2Разве не знаете, что 'вы', народ Божий, будете судить мир? Но если вам предстоит судить 'весь этот' мир, то не достойны ли вы разбирать и дела гораздо меньшие'?

3Разве не знаете, что мы будем судить 'и самих' ангелов? Тем более, стало быть, дела житейские!

4А вы, когда судитесь по делам житейским, кого признаете над собой судьями? Людей, которые ничего для церкви не значат?!

5Говорю 'об этом', чтобы пробудить в вас чувство стыда. Неужели в вашей среде нет ни одного разумного человека, который мог бы рассудить вас, братья?

6Но вы судитесь, брат с братом, да еще перед неверующими?

7Вообще, уже то нехорошо для вас, что вы ведете тяжбы друг с другом. Не лучше ли стерпеть обиду? Не лучше ли, чтобы вас обирали?

8Нет, вы 'сами' обижаете и обираете, и притом - 'своих же' братьев.

9Или не знаете, что неправедные не наследуют Царства Божьего? Не заблуждайтесь: ни блудники, ни идолопоклонники, ни прелюбодеи, ни сладострастники, ни содомиты,

10ни воры, ни стяжатели, ни пьяницы, ни сквернословы, ни мошенники не наследуют Царства Божьего.

11Такими были и некоторые из вас, но 'вы очистились от всего этого', вы омылись, вы освящены и оправданы именем Господа Иисуса Христа и Духом Бога нашего.

Между распущенностью и христианской свободой нет ничего общего

12"Все мне позволено", но не все полезно. "Все мне позволено", но ничто не должно иметь власть надо мной.

13"Пища для чрева, и чрево для пищи" - Бог же уничтожит и то, и другое. Тело не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.

14Бог воскресил 'из мертвых' не только Господа, Он и нас воскресит силой Своею.

15Вы же знаете, что тела ваши суть части тела Христова? Так могу ли я взять части тела у Христа, чтобы отдать их блуднице? Никогда!

16Или вы не знаете, что соединяющийся с такой женщиной становится с нею един телом? (Ибо 'в Писании' сказано: "Будут двое плотью единой".)

17А соединяющийся с Господом един с Ним духом.

18Бегите от блуда! Всякий 'иной' грех, совершаемый человеком, - вне тела 'его'; а развратник грешит против собственного тела.

19Или вы не знаете, что тело ваше есть храм живущего в вас Святого Духа, Которого вы получили от Бога, и вы 'потому' не принадлежите себе?

20Вы куплены, 'да какою' ценою! Прославляйте же Бога телом своим и духом: и то, и другое принадлежит Ему.

Глава 7

Для одиноких и в браке пребывающих

1Теперь про то, о чем вы писали мне. 'Вы говорите': "Хорошо для мужчины 'вообще' не знать женщины".

2И все же, чтобы не впасть в блуд, пусть у каждого будет своя жена, и у каждой 'женщины' - свой муж.

3Муж должен исполнять свои супружеские обязанности по отношению к жене, также и жена - по отношению к мужу.

4Жена не властна над своим телом - оно принадлежит мужу, так же и муж не властен над своим телом - оно принадлежит жене.

5Не уклоняйтесь друг от друга, разве только по 'взаимному' согласию на время, чтобы 'полностью' посвятить себя <посту и> молитве, а потом опять будьте вместе, иначе вы можете не совладать с собой и сатана искусит вас.

6Не повелеваю я, но говорю так по снисхождению 'к вам'.

7Хотелось бы мне, чтобы все люди были, как я, но у каждого свой 'особый' дар от Бога: у одного такой дар, у другого ~ иной.

8Не состоящим в браке и вдовам я говорю, что лучше им 'и впредь' оставаться 'одинокими', как и я.

9Но если они не могут воздерживаться, пусть женятся, ибо лучше жениться, чем сгорать 'от вожделения'.

10А тем, кто в браке, не я повелеваю, но Господь: жена не должна оставлять мужа 'своего'

11(если же случится такое, пусть остается одинокой или примирится с мужем), и муж не должен разводиться с женою.

12Остальным не Господь уже, а я говорю: если у кого из братьев жена неверующая, но согласна жить с ним, он не должен разводиться с ней.

13И если у женщины муж неверующий, а он согласен жить с ней, пусть и она с ним не разводится.

14Ибо неверующий муж освящен через свою жену, как и неверующая жена освящена через своего верующего мужа. Иначе ваши дети были бы "нечисты", а теперь и они святы.

15Если же неверующий хочет разойтись, пусть так и сделает; брат или сестра в таких случаях не связаны. К миру призвал нас Бог.

16Откуда ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, откуда знаешь, не спасешь ли жену?

Пусть каждый живет, как определил ему Господь

17Только пусть каждый живет, как определил 'ему' Господь, и 'в том положении', в каком призвал его Бог. И это я ставлю за правило во всех церквах.

18Призван ли кто обрезанным, пусть остается с обрезанием; призван ли кто необрезанным, пусть не подвергается обрезанию.

19Обрезание ничто, и необрезание ничто, но 'все' в соблюдении заповедей Божьих.

20Пусть каждый остается в том положении, в каком был призван.

21Был ты рабом, когда призвал тебя Бог? Пусть это тебя не тревожит. Если же представится возможность стать свободным, воспользуйся этим наилучшим образом",

22'памятуя, что' раб, призванный к 'новой' жизни в единении с Господом, - 'воистину' вольноотпущенник Господа, а всякий свободный человек, коли он призван, есть раб Христов.

23Вы дорого куплены - так не будьте рабами людей!

24Пусть каждый из вас, братья, остается с Богом в том 'положении', в каком был призван.

В этом мире не лучше ли оставаться в безбрачии!

25О девственности же скажу, что у меня нет на этот счет 'какого-то определенного' наставления Господня. Но я поделюсь своим мнением как тот, кто по милости Господа удостоился доверия.

26Вот что, я полагаю, хорошо для человека в наше суровое время: хорошо ему оставаться, как он есть.

27Связан ты 'узами брака' с женой? Не ищи развода. Остался без жены? Не ищи 'себе' жены.

28Впрочем, если и женишься - не согрешишь, и если незамужняя женщина выйдет замуж - не согрешит, но вступающих в брак ждет много мук в этой жизни, а я бы хотел уберечь вас 'от этого'.

29И потому говорю 'вам, братья: время, 'отпущенное нам', коротко; пусть же те, у кого есть жены, впредь живут, 'так сказать', как те, у кого их нет,

30и плачущие - как не плачущие, и радующиеся - как не радующиеся, и покупающие - как не владеющие 'купленным',

31и занимающиеся 'делами этого' мира - как 'люди', не закабаленные ими, ибо мир сей, какой есть, идет к своему концу.

32Я хочу, чтобы вы были свободны от 'суетных' тревог. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу,

33а женатый печется о мирском, о том, как угодить своей жене, -

34и 'дух его' раздвоен. Так и незамужняя женщина или девушка заботится о Господнем, чтобы быть и телом и духом Ему посвященной, а замужняя занята мирским, тем, как угодить мужу.

35Говорю это не из желания надеть на вас узду, но чтобы все у вас было как должно, и вы могли безраздельно посвятить себя Господу, - ради вашего блага говорю.

36Если кто-то думает, что он поступает плохо по отношению к своей невесте, 'оставляя ее в девах' во вполне 'уже' зрелом возрасте, 'и чувствует, что' ему нужно жениться, пусть так и делает, как хочет, - не согрешит; 'такие' пусть вступают в брак.

37Если же кто, будучи тверд сердцем, по собственной своей воле, ничем к тому не понуждаемый, 'твердо' решил в уме своем блюсти свою невесту 'в девстве', хорошо он делает.

38Так что, кто женится на своей невесте, поступает хорошо, но тот, кто не женится, поступает лучше.

39Жена связана 'со своим мужем' <по Закону>, пока он жив. Если же он умрет, она вправе 'снова' выйти замуж за кого хочет, но только это должен быть христианский союз.

40Однако она блаженнее будет, если останется незамужней; такое мое мнение, а я думаю, что и во мне есть Дух Божий.

Глава 8

Знание или любовь

1Теперь о мясе, которое приносят в жертву идолам. Понятно, что "все мы обладаем знанием". "Знание" делает 'человека' надменным, а любовь 'его' созидает.

2Если кто думает, будто он нечто познал 'уже', тот не знает еще так, как должно знать, но если человек любит Бога, то и Бог знает его.

4Так вот, о том, можно ли есть мясо, которое приносят в жертву идолам. Мы знаем, что "идол в действительности ничего из себя не представляет" и что "нет никакого 'другого' Бога, кроме Единого".

5Если же 'для кого-то' и существуют на земле или на небе так называемые "боги" (их ведь в самом деле много, как и господ),

6то у нас 'все-таки' - один Бог, Отец, от Которого все 'исходит' и для Которого мы 'созданы', один и Господь у нас - Иисус Христос, через Которого все 'сотворено' и Которым мы живы.

7Не у всех, однако, 'такое' знание. Некоторые до сих пор по привычке к идолопоклонству, когда им приходится есть 'жертвенное мясо', едят его как посвященное идолу, тогда их нестойкая совесть оскверняется.

8Но пища не приближает нас к Богу. Мы не становимся хуже, если не едим, и не делаемся лучше, когда едим.

9Смотрите только, как бы 'такое' ваше право не оказалось западней для немощных".

10Ведь если 'случится, что' кто-то из них увидит тебя за столом в языческом храме, - 'тебя', у которого знание, - не придаст ли это ему смелости есть идоложертвенное, вопреки укорам совести?

11Вот и погибает от твоего знания слабый брат 'твой', за которого умер Христос.

12Согрешая так против братьев 'ваших и сестер', нанося раны их немощной совести, вы грешите, 'стало быть', против Христа.

13А потому, если пища может стать причиной падения брата моего, я больше никогда не буду есть мяса, чтобы из-за меня не пал брат мой.

Глава 9

1Но разве не свободен я? Или я не апостол? Разве я не видел Иисуса <Христа>, Господа нашего? Разве вы не плод моего труда для Господа?

2Если для других я - не апостол, для вас-то 'уж точно апостол', ведь сами вы в 'вашем' единении с Господом и есть свидетельство моего апостольства.

3Вот мой ответ тем, кто меня судит.

4Не имеем ли мы права есть и пить?

5Нет ли у нас и права 'всегда' иметь рядом с собой жену-христианку, как то делают остальные апостолы и братья Господа, и Кифа ?

6Только ли Варнава и я не вправе перестать зарабатывать на жизнь?

7Кто из служащих в армии содержит себя сам? Сажает ли кто виноградник, чтобы не есть плодов его? Кто пасет стадо, не пользуясь молоком от него?

8Сужу об этом не 'только' по человеческим 'представлениям'. Разве не то же самое говорит Закон Моисеев?

9Ведь в нем написано: "Не мешай волу есть то, что молотит он". О волах ли тут речь?

10Не о нас 'ли прежде всего' заботится Бог? Конечно, так: ради нас все это и было сказано, потому что и пашущий должен пахать, и молотящий - молотить с надеждой получить свою часть урожая.

11Будет ли это слишком много, если, посеяв вам духовное, мы пожнем у вас блага земные?

12Если у других есть право 'на вашу поддержку', то не большее ли у нас?

...отказ от своих прав - дело чести


Но мы не воспользовались своим правом, напротив, мы все переносим, лишь бы нам не учинить препятствий 'распространению' Благой Вести Христа.

13Вы и сами знаете, что священнодействующие питаются от храма, что служащие при жертвеннике получают свою долю от жертвенных приношений?

14Так и Господь установил, чтобы возвещающие Благую Весть от нее и жили.

15Но я ничем из того не воспользовался и не затем писал, чтобы так было и для меня, ибо лучше умереть мне, чем 'сделать это'... Никто да не обратит мою похвалу в пустые слова!

16Я не считаю себя вправе хвалиться тем, что возвещаю Благую Весть, ведь я обязан это делать, и горе мне, если я Евангелие не проповедую.

17Если бы я делал это по собственной воле, то имел бы право на вознаграждение, но раз не по своей воле действую, значит, только исполняю возложенную на меня обязанность.

18В чем же тогда моя награда? В том как раз, что я могу возвещать Благую Весть безвозмездно, поступаясь ' своим 'законным' правом 'проповедующего' Евангелие.

19Хоть ни от кого и не зависим я, но сделал себя рабом всех, чтобы приобрести 'как можно' больше 'людей для Христа'.

20Для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для тех, кто под Законом, - как находящийся под Законом (хотя я сам и не под Законом), чтобы приобрести тех, кто под Законом;

21для 'язычников', не знающих Закона, - как не знающий его (хотя живу я не без закона Божьего, ибо предан закону Христа), чтобы приобрести не знающих Закона.

22Для слабых стал я слабым, чтобы приобрести слабых. Для всех я сделался всем, чтобы любой ценой спасти некоторых.

23Все это я делаю ради Благой Вести, чтобы быть сопричастным ее благословениям.

24На соревнованиях, как вы знаете, состязаются в беге многие, но награду получает 'только' один. Бегите же так, чтобы получить.

25Всякий состязающийся обязывает себя к строгому воздержанию. Но делают они это, чтобы получить 'в награду' венец 'земной и' тленный, мы же 'хотим стяжать себе' венец неувядаемый.

26Потому бегу я не как 'тот', кто не видит цели; и веду 'свой' кулачный бой не так, чтобы 'попусту' бить воздух.

27Нет, 'подобно атлету', я не щажу свое 'собственное' тело и его порабощаю, чтобы, возвестив Благую Весть другим, самому не оказаться отвергнутым.

Глава 10

"Не будьте идолопоклонниками"

1Хочу напомнить вам, братья, что отцы наши все были под 'покровом' облака и все прошли через море.

2В этом облаке и море все они "были крещены" как последователи Моисея.

3Все питались одной и той же духовной пищей;

4таким же было и питье их, ибо пили они все из одного духовного 'источника', из скалы, которая сопровождала их, - скалой же той был Христос.

5И все же большинство из них навлекло на себя гнев Божий, и полегли они 'непогребенными' в пустыне.

6Все это - примеры, предостерегающие нас, чтобы мы не были, как 'некогда' наши предки, на злое падкими.

7Не будьте идолопоклонниками, подобно некоторым из них, в Писании ведь сказано: "Народ сел есть и пить и встал для игрищ".

8Не станем предаваться разврату; иные из них делали это - и пало их двадцать три тысячи в один день.

9Не будем испытывать 'долготерпение' Христа, как поступали некоторые из них: они погибли от змей.

10И не ропщите, как роптали иные. Их истребил Ангел Смерти.

11Все, что пережили наши предки, оказалось прообразом и описано в 'увещевание и' предостережение нам, кого застигло завершение веков.

12Поэтому и тот, кому кажется, что он 'твердо' стоит, пусть смотрит, как бы ему не упасть.

13'Однако же, помните, что' ни одно из постигших вас испытаний не было чем-то неодолимым для человека, и верен Бог: Он 'никогда' не допустит, чтобы были вы подвергнуты испытанию сверх сил, Он даст и выход при каждом испытании, сделав вас способными 'в нем' устоять.

14Так вот, мои дорогие, бегите прочь от идолопоклонства.

15Говорю 'вам', как 'людям' разумным. Судите сами о том, что я говорю:

16чаша благословения, которую благословляем, не есть ли 'она' приобщение 'наше' к крови Христовой? И хлеб, который мы преломляем, не есть ли 'он' приобщение к телу Христа?

17А так как хлеб - один, то и мы, сколь ни много нас, - одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба.

18Посмотрите и на народ израильский! Разве те, кто ест приносимое в жертву, не приобщаются к 'самому' жертвеннику?

19Хочу ли я сказать, что и мясо, приносимое в жертву идолу, имеет какое-нибудь значение или что сам идол что-нибудь значит?

20Вовсе нет! Я имею в виду, что жертвуемое 'язычниками' жертвуется не Богу, а бесам; и я не хочу, чтобы вы связали себя с бесами.

21Не можете пить из чаши Господней, 'позволяя себе пить' и из чаши бесовской. Не можете участвовать в трапезе Господней, 'позволяя себе участвовать' и в трапезе бесовской.

22Неужели мы хотим вызывать ревность у Господа? Разве мы сильнее Его?

Свобода, но не безответственность

23"Все позволено" - 'да', но не все полезно. "Все позволено" - но не все ведет к созиданию.

24Пусть никто не ищет 'выгоды' для себя, пусть 'каждый заботится' о пользе другого.

25Все, что продается на мясном рынке, - ешьте 'смело' и не мучьте свою совесть вопросами.

26Ибо 'сказано': "Господня земля и 'все', что наполняет ее".

27Если кто из неверующих пригласит вас 'к себе', и вы захотите пойти, - 'смело' ешьте все, что поставят пред вами, и не мучьте свою совесть вопросами.

28Если же скажет вам кто-то: "Это приносилось в жертву", - тогда не ешьте ради предупредившего вас и ради совести.

29Совесть я имею в виду не свою, а его. Почему моя свобода должна быть судима чужою совестью?

30Если я ем с благодарностью, почему меня надо порочить за то, что я принимаю с благодарностью?

31 Едите ли вы, пьете или иное что делаете - делайте все во славу Божию.

32Ничего не делайте такого, что могло бы стать поводом ко греху для иудеев, для язычников ли, для церкви ли Божией,

33подобно тому, как я стараюсь всем угождать и во всем ищу не своей пользы, но 'пользы' многих, чтобы они были спасены.