Первое послание апостола Павла христианам в Коринфе

Настоящее послание, датируемое 55 г. по Р. X., было написано Павлом, когда он находился в Эфесе. Незадолго до этого, еще во время своего второго миссионерского странствия, апостол основал в греческом городе Коринфе христианскую общину (Деян. 18:1-8). После того, как он покинул Коринф, у новой общины возникло много трудностей, и Павел счел совершенно необходимым обратиться к коринфянам с письмом, в котором он, увещевая некоторых членов общины, указывает им на недопустимое в христианской среде поведение. Дело осложнялось тем, что многие коринфяне ставили под сомнение авторитет Павла как апостола; не понимали они и истинного значения Вечери Господней; спорили также о том, кому из руководителей следует отдавать предпочтение. Некоторые христиане Коринфа не знали, можно ли им есть мясо, приносимое в жертву идолам; они судились друг с другом в гражданских судах; попустительствовали распаду семей и разврату; были там и такие, кто отрицал факт воскресения Христа. Чтобы не допустить раскола в общине, Павел обстоятельно рассматривает некоторые из возникших там спорных вопросов и говорит при этом о многих основополагающих истинах христианской веры. Указывая верующим на пример Иисуса, он стремится помочь христианам в Коринфе в решении их проблем. Как считает Павел, мерой отношений между членами общины должна быть любовь Христа к людям.

Глава 1

1Павел, призванный по воле Божьей быть апостолом Христа Иисуса, и брат Сосфен -

2церкви Божьей в Коринфе, 'всем' освященным во Христе Иисусе, 'всем' призванным 'Богом' стать святым 'народом Его', также и тем, кто повсеместно призывает имя Господа нашего Иисуса Христа, их Господа и нашего:

3'благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и от Господа Иисуса Христа!

4'В мыслях' о вас всегда благодарю Бога моего за ту благодать, которую Он даровал вам через Христа Иисуса.

5В единстве с Ним вы стали богаты всем: всякой способностью речи и всякого рода знанием, -

6ибо 'наше' свидетельство о Христе получило свое подтверждение в вас.

7Так что 'ныне' нет у вас недостатка ни в каком 'духовном' даровании, пребывая в ожидании явления Господа нашего Иисуса Христа,

8Который и сохранит вас твердыми 'в вере' до конца, дабы избежать вам осуждения в День Господа нашего Иисуса Христа.

9Верен Бог, призвавший вас в общение с Сыном Своим Иисусом Христом, Господом нашим.

Призыв к единству

10Прошу вас, братья, во имя Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы были в согласии 'между собой', и чтобы не было среди вас разделений, но были бы вы едины в мыслях и убеждениях.

11Мне же, братья мои, стало известно через 'прибывших' от Хлои, что у вас идут между собою споры.

12Я о том, что вы говорите: "Я с Павлом", или: "Я с Аполлосом", или: "Я с Кифой", или: "А я только со Христом".

13Но неужели разделился Христос? Павел ли был распят за вас? Разве во имя его крещены вы были?

14Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия,

15так что никто не может сказать, что во имя мое вы были крещены.

16'Да!' Я крестил и семью Стефана, а крестил ли еще кого - не знаю.

17Христос послал меня не крестить, но возвещать Благую Весть (не словами, однако, мудрости 'мира сего'), дабы крест Христов не был лишен своей силы.

Христос распятый - премудрость и сила Божья

18Весть о кресте - ведь это 'просто' нелепость 'лишь' для тех, кто на пути к погибели, а для нас, спасаемых, - это сила Божья.

19В Писании сказано: "Ни во что обращу мудрость мудрецов и рассудительность рассудительных отвергну".

20Где 'ваш' мудрец? Где знаток законов и где порожденье века, 'яростный' спорщик? Не показал ли Бог, как нелепа и мудрость мира сего?

21Мир ведь по мудрости Божьей оказался не в силах своею 'собственной' мудростью познать Его, 'вот почему' Бог пожелал спасти верующих 'кажущейся' глупостью проповеди.

22Иудеи требуют чудес, а греки ищут мудрости,

23мы же проповедуем Христа распятого. Для иудеев Он - камень преткновения, для язычников - 'очевидная' глупость,

24для призванных же (как иудеев, так и язычников) Он - Божья сила и Божья мудрость.

25Ибо то безумное, что от Бога, - выше мудрости человеческой, так же и слабое, если оно с Богом, превосходит силу человеческую.

26Вспомните, братья, кем были вы, когда Бог призвал вас. Не много 'было' среди вас мудрых (по понятиям человеческим), не много и влиятельных или благородных 'по происхождению'.

27Что ж, Бог, дабы посрамить мудрых, избрал безумное этого мира, а слабое этого мира избрал Бог, дабы посрамить сильное.

28И ничтожное и презираемое в мире 'людей, почитаемое в нем за' несуществующее избрал Бог, дабы упразднить существующее,

29чтобы никто не возносился пред Богом.

30Ибо только благодаря Ему пребываете вы в единстве со Христом Иисусом, Который стал для нас мудростью от Бога и праведностью, и освящением, и искуплением.

31В Писании так и сказано: "Кто хвалится, пусть хвалится Господом".

Глава 2

1Я ведь тоже, братья, когда приходил к вам возвещать тайну Божию, приходил 'без всяких' притязаний на красноречие или мудрость.

2Ибо я положил себе, когда был у вас, забыть обо всем, кроме Иисуса Христа, 'Иисуса Христа' распятого.

3Сам я тогда пребывал в немощи, в страхе и сильном волнении.

4Слово мое, моя проповедь не мудростью доводов убеждали вас - то было явление силы Духа,

5дабы вера ваша не на мудрости человеческой основывалась, но на силе Божьей.

Дух мира сего несовместим с Духом Божьим

6Мудрость же мы проповедуем среди достигших зрелости; это не мудрость века сего и не его властей, дни которых уже сочтены.

7Нет, мы проповедуем Божью мудрость, тайную, сокровенную, ту мудрость, которую Бог еще до начала мира предуготовил для нашей славы 'в предопределении Своем'.

8Никто из властей предержащих мира сего не постиг этой мудрости, иначе не распяли бы они Господа славы.

9Но, как сказано в Писании: "Никто не видел, никто не слышал, и ни у кого не было в мыслях того, что приготовил Бог любящим Его".

10Нам же открыл это Бог Духом 'Своим'. Дух исследует все, 'также' и глубины Божьи.

11Кому ведомы 'сокровенные мысли' человека, как не духу самого того человека? Так и 'мыслей' Божьих не знает никто, кроме Божьего Духа.

12Для того мы и приняли не дух этого мира, а Дух от Бога, чтобы нам понимать то, чем Он одарил нас.

13Обо всем об этом мы и говорим, сообразуя с духовным 'содержанием' духовное 'же изложение', говорим не теми словами, которым учит человеческая мудрость, а теми, которым учит Дух.

14Но человек недуховный не в силах принять то, что от Духа Божьего, для него это глупость: он не может постичь того, что познается 'только' духовно.

15Духовный человек судит обо всем, а о нем самом судить никто не может.

16"Кто, - 'сказано в Писании', - познал ум Господень, чтобы мог учить Его?" У нас же ум Христов".

Глава 3

Соработники Божий

1С вами, братья, я не мог говорить как с духовными, но только как с людьми плоти, как с младенцами в христианской вере.

2То, чем я вскормил вас, было "молоко", а не "твердая пища", 'принимать' которую вы были не готовы; вы, впрочем, и теперь не готовы. потому что по-прежнему вы люди недуховные.

3Ибо если среди вас 'все еще сильны' зависть и ссоры, то не остаетесь ли вы до сих пор недуховными' и не поступаете ли как 'обычные' люди?

4Если один говорит: "Я с Павлом", а другой: "Я с Аполлосом", - то не такие ли вы, как все прочие?

5Ибо кто такой Аполлос и кто такой Павел? Только' служители, через которых вы уверовали. 'Мы выполнили свое дело', как Господь определил каждому 'из нас'.

6Я насадил, Аполлос поливал, но вырастил Бог.

7А потому не имеют значения ни насаждающий, ни поливающий, но только Бог, Который взращивает.

8И насаждающий, и поливающий 'делают' одно 'дело', награду же каждый из них получит по своему труду.

9Ибо мы - 'всего лишь' соработники Божий, а вы - Божия нива, Божие строение.

10По данной мне благодати Божьей я, как 'всякий' опытный строитель, заложил основание, строят же на нем другие. Пусть каждый и следит за тем, как он строит.

11Никто не может положить другого основания, кроме того, которое уже есть, - 'кроме Самого' Иисуса Христа.

12А строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней 'или же' из дерева, сена, соломы -

13покажет День, когда дело каждого откроется в огне и огнем будет испытано, каково оно есть.

14И если устоит строение, воздвигнутое на этом основании, строивший получит награду;

15если же будет сожжено - строитель потеряет 'то, над чем он трудился'; сам же хотя и спасется, но не иначе, как 'тот, кто выхвачен прямо' из пламени.

16Разве не знаете, что вы - храм Божий и Дух Божий живет в вас?

17Бог разорит того, кто разоряет Его храм, ибо храм Божий свят, и этот храм - вы.

18Не предавайтесь самообольщению. Если кто из вас считает себя мудрым ('мудрым' по 'понятиям' века сего), пусть 'решится' стать "глупым", чтобы оказаться 'действительно' мудрым.

19Мудрость же мира сего пред Богом 'не более, чем заносчивая' глупость. В Писании так и сказано: "Он позволяет мудрецам запутываться в сетях их собственной хитрости",

20и еще: "Господь знает мысли мудрых, 'знает', что они бесплодны".

21Никто потому пусть не хвалится людьми, ибо все ваше:

22будь то Павел или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее - все ваше;

23вы же - Христовы, а Христос - Божий.

Глава 4

Апостолы, пример христианского служения и терпения

1Итак, вам надлежит смотреть на нас, как на служителей Христовых и как на хранителей тайн Божьих.

2При этом от каждого, на ком лежит такая ответственность, требуется, чтобы он 'всегда' оставался верным.

3Судите ли вы меня или иной человеческий суд - это так мало значит для меня. Я и сам не сужу себя,

4но то, что я ничего не знаю за собой, еще не оправдывает меня. Судья мне - Господь.

5'И вы' поэтому не осуждайте никого преждевременно, пока не придет Господь. Он высветит сокрытое во тьме и выявит тайные побуждения людей, и тогда каждый получит свою похвалу от Бога.

6Ради вас, братья, применил я это к себе и Аполлосу, чтобы вы на нашем примере могли научиться 'правилу': "Ничего сверх того, что написано", - чтобы никто из вас не кичился 'своим предпочтением' одного 'человека' другому.

7В самом деле, кто говорит, что ты лучше других? И что есть у тебя такое, чего бы не получил? А если 'что-то' ты и получил 'как дар', зачем гордишься так, как будто сам достиг всего?

8Вы уже пресытились! Вы уже разбогатели и царствуете без нас! 'Хотел бы я', чтобы вы действительно царствовали, тогда и мы могли бы царствовать с вами!

9Я ведь думаю, что 'в общем шествии' нам, апостолам, Бог отвел самое последнее место как обреченным умереть 'на арене', потому что мы стали зрелищем для 'всего' мира: для ангелов и для людей.

10Мы безумны Христа ради, а вы благоразумны во Христе. Мы слабы, а вы сильны; вы в почете, а мы в бесчестии.

11Мы и по сей день испытываем голод и жажду, одежды наши жалки, над нами издеваются, нет у нас своего пристанища;

12мы трудимся до изнеможения, зарабатывая 'на жизнь' своими руками. 'И все же', когда нас хулят - мы желаем всем блага, когда нас гонят - мы терпим,

13порочит нас 'кто' - добрым словом увещеваем 'его'. 'Однако и' ныне подобны сору мы в этом мире, нас считают за самых последних людей.

14Пишу об этом не для того, чтобы устыдить, но 'просто' увещеваю вас, как любимых детей.

15 Наставников в христианстве у вас великое множество, а сколько отцов? Я возвестил вам Благую Весть, и тогда родились вы во Христе Иисусе.

16Вот почему я настоятельно прошу вас подражать мне, <как я Христу>.

17Ради этого я послал к вам Тимофея, моего любимого и верного сына в Господе, чтобы он напомнил вам о моем образе жизни во Христе, как я и учу повсюду, во всех церквах.

18Некоторые из вас впали в высокомерие, полагая, что я не приду к вам.

19Но если Господу будет угодно, то я прибуду к вам вскоре и узнаю не слова высокомерных, а их силу.

20Ибо Царство Божье не в слове, а в силе.

21Что вы предпочтете? Прийти ли мне с жезлом к вам или с любовью и кротким духом?

Глава 5

Осуждение безнравственности

1Сегодня уже многие знают о разврате в вашей среде, о таком разврате, какого нет даже у язычников: один из вас сожительствует с мачехой.

2И вы 'еще' гордитесь 'собой' вместо того, чтобы 'скорбеть' и сокрушаться, а сделавшего такое удалить из своих рядов?

3Я же, хотя и нет меня среди вас явно, духом моим с вами, и о виновном уже вынес решение, как если бы я 'прямо' находился с вами:

4когда вы соберетесь вместе во имя Господа нашего Иисуса <Христа> (духом там с вами буду и я), надлежит вам силою Господа нашего Иисуса <Христа>

5отдать того человека в руки сатаны, чтоб тело его испытало на себе губительную силу греха, а дух его мог быть спасен в День Господа.

6Вам не пристало хвалиться 'состоянием вашей церкви'. Разве не знаете, как мало 'нужно' закваски, чтобы заквасить все тесто?

7Удалите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом без закваски, каким вы, 'будучи христианами', и являетесь. Ибо наш Пасхальный Агнец - Христос - уже принесен в жертву.

8Будем поэтому праздновать не со старой закваской, не с закваской нечестия и злобы, а с пресным хлебом: с искренностью и истиной.

9'В прошлом' письме я говорил вам, чтобы вы не общались с людьми развратными.

10'Я имел в виду' не всех вообще развратников этого мира и не всех корыстолюбцев и мошенников или идолопоклонников, ведь иначе вам пришлось бы совсем уйти из мира.

11К чему я призывал вас на самом деле, так это к тому, чтобы вы не общались ни с одним из тех, кто называет себя вашим братом, а сам остается либо развратником, либо стяжателем, а может быть идолопоклонником или сквернословом и пьяницей или мошенником. С таким даже не 'садитесь' вместе есть.

12Судить ли мне тех, кто вне церкви"? Но как вам не судить членов вашей общины?

13Бог будет судить внешних. "Вы же удалите делающего злое из своей среды!"