Глава 11

Не все ожесточились и в Израиле

1Что хочу я сказать? Неужели Бог отверг Свой народ? Нет, конечно. Я вот сам израильтянин, Авраама потомок из рода Вениамина.

2Не отверг Бог народа, который от начала признал Он Своим. Или не помните, что говорится в Писании об Илии, - там, где он жалуется Богу на Израиль:

3"Господи, пророков Твоих убили они и жертвенники Твои разрушили. Один я остался, и на жизнь мою покушаются"?

4И что же сказал ему Бог в ответ? "Для Себя сохранил Я семь тысяч мужей, которые не преклонили колен пред Ваалом".

5Так и ныне есть 'у Бога' "остаток", избранный по благодати Его.

6Но ведь если по благодати, то уж, 'стало быть', не но делам, а иначе не была бы тогда благодатию благодать.

7Что ж выходит? А то, что Израиль не достиг того, к чему так стремился. Лишь 'немногие', избранные, достигли, а прочие ожесточены были,

8как написано: "Бог навел на них помрачение: глаза их не видят, а уши не слышат. И длится все это доныне".

9И Давид говорит: "Пусть их пиршества западнею, ловушкой им будут и петлею в возмездие им;

10пусть ослепнут глаза их, чтоб не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда".

Неверие одних во спасение другим

11Хочу ли я этим сказать, что они споткнулись, дабы пасть 'навсегда'? Вовсе нет. Но из-за их падения язычникам пришло спасение, чтобы так была вызвана ревность и в них, 'в иудеях'.

12Но если падение их 'явило' миру богатство, и 'даже само' их поражение 'отозвалось' в язычниках спасительным обретеньем, то сколь большему благу послужит восстановление их в полноте веры и благословений!

13А вам, язычникам, скажу: как апостол язычников я высоко ценю мое служение,

14всегда надеясь вызвать ревность в родном мне по плоти народе, чтобы спасти хотя бы немногих из них.

15Ибо если их отвержение принесло примирение миру, то что может значить принятие их? Возвращение из смерти в жизнь!

16Если свята часть теста, что 'Богу' посвящается как первый плод, таким же все тесто будет; если корень свят, таким же быть и ветвям.

17Пусть некоторые из них были отломлены, а ты, 'ветвь от' дикой маслины, оказался привит среди оставшихся и стал причастен корню, питающему маслину садовую",

18не тебе превозноситься перед 'другими' ветвями. А коль случится такое, 'вспомни': не ты силу корню даешь, а корень - тебе.

19"Ветви, - ты скажешь, - были отломлены, чтобы я был привит". - В самом деле, их отломило неверие, а ты держишься верой 'своей'. Но тебе не гордиться надо, а бояться.

21Ибо если 'уж' Бог не пощадил природных ветвей, то, 'смотри', и тебя может Он не пощадить также.

22Так что смотри: благ и строг 'наш' Бог. Строгий к отпавшим, Он добр к тебе, но 'только, конечно', если и впредь ты будешь отзывчив на Его доброту, иначе и ты окажешься отсечен.

23Но и те будут 'тоже' привиты, если только перестанут упорствовать в своем неверии, ибо во власти Бога снова привить их.

24Раз уж ты, от дикой по природе маслины отсеченный, был привит вопреки природе к садовой, то не легче ль будут привиты к ней природные ветви ее?

У Израиля есть будущее

25Братья, есть некая тайна, которую я, дабы не впали вы в самодовольство, хочу поведать вам: часть израильского народа не навсегда ожесточилась, а лишь до тех пор, пока не войдет 'в Царство Христово' полное число язычников.

26И так весь Израиль будет спасен, как написано: "Избавитель придет с Сиона, Он 'потомков' Иакова освободит от нечестия.

27И это им будет Моим заветом, когда сниму с них бремя грехов их".

28По своему отношению к Благой Вести, они враги 'Божий' (вам во благо), но, как избранные Богом, они любимы Им (их праотцев ради).

29Бог не отбирает 'Свои' дары и призвание Свое не отменяет.

30Когда-то и вы ослушались Бога, а теперь после их непослушания помилованы,

31так и они нынче оказались непослушны, чтобы через проявленную к вам милость им тоже получить помилование.

32Бог сделал всех узниками непослушания, чтобы всех 'потом и' помиловать.

Непостижимое величие Бога

33О, бездна богатства и мудрости и ведения Божьего! Непостижимы судьбы Его и непознаваемы Его пути!

34Кто познал ум Господа? Или кто был Ему советником?

35Кто дал Ему 'что-то' прежде, чтоб заслужить вознаграждение?

36Ведь все от Него, через Него и 'все обращено' к Нему. Ему слава вовеки, аминь!

Глава 12

1Так что призываю вас, братья: памятуя о милосердии Божьем, отдайте себя полностью Богу как жертву живую, 'Ему' посвященную и 'для Него' угодную - в том будет истинное духовное служение ваше.

2И не сообразуйтесь с миром этим, а преобразуйтесь через 'полное' обновление ума 'вашего'. Тогда вы сможете на себе познать, что есть воля Божья, и понять, что хорошо и зрело и что Ему угодно.

3А я, по данной мне благодати, каждому из вас говорю: не думайте о себе более, чем следует, но старайтесь судить 'о своих способностях' здраво, помня, что Бог дал каждому свою меру веры.

4Ибо как тело наше состоит из многих частей и все они имеют свое особое назначение,

5так и мы, сколь ни много нас, во Христе составляем одно тело и как части его соединены друг с другом.

6Мы имеем различные дарования соответственно данной нам благодати. А поэтому, если у кого есть, "например, дар возвещать весть Божию, пусть 'он это и делает' согласно вере;

7у кого дар служения, тот пусть служит; у кого дар учить, пусть учит;

8умеющий ободрять 'и должен' ободрять. Жертвующий 'должен жертвовать' щедро. Тому, кто призван быть руководителем, 'надлежит' усердствовать; а кто проявляет милосердие, пусть 'делает это' с радостью.

Жизнь в любви и мире

9Любовь 'ваша да будет' нелицемерной, отвращайтесь от зла и твердо держитесь добра!

10Будьте преданны друг другу в братской любви, других почитайте выше, чем себя самих.

11Не ослабевайте в усердии, духом пламенейте, служите Господу.

12Радуйтесь в надежде, в испытаниях будьте стойки, в молитве - постоянны.

13Помогайте братьям вашим, когда оказываются они в нужде, и будьте 'всегда' гостеприимны.

14Благословляйте гонителей ваших, благословляйте, а не проклинайте.

15С радующимися радуйтесь и с плачущими плачьте.

16Относитесь участливо друг к другу, не впадайте в высокомерие и держитесь смиренных. Не мните о себе.

17Никому за зло не воздавайте злом, и то, что вы печетесь только о добром, пусть будет для всех очевидным.

18Со всеми людьми, насколько это зависит от вас, будьте в мире.

19Не мстите за себя, возлюбленные 'мои', но предоставьте все гневу 'Божьему'. Ибо написано: "Мое возмездие. Я воздам", - говорит Господь.

20И более того: "Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои ею; поступая так, горящие угли соберешь ты ему на голову".

21Не дай злу победить тебя, но побеждай его добром.

Глава 13

Противящийся власти - Богу противится

1Каждый человек должен подчиняться властям, ибо нет власти не от Бога и те, что существуют, Им поставлены.

2Так что противящийся власти выступает против Божьего установления, такой человек навлечет на себя осуждение.

3Облеченные же властью страшны не для добрых дел, а для злых. Хочешь не бояться властей? Делай добро и получишь их одобрение.

4Они - Божий слуги, тебе на благо. Если же делаешь зло - бойся: недаром знак их власти - меч, ибо они - слуги Божий, для наказания творящих зло.

5И потому надо повиноваться не только из страха перед наказанием, но и по совести.

6Потому вы и налоги платите. Люди, облеченные властью - служители Божий, они постоянно заняты своим 'трудом'.

7Отдавайте всякому должное: будь то налоги или подати, почет или уважение.

Жизнь в любви - главная заповедь

8Ни перед кем и ни в чем не оставайтесь в долгу, кроме взаимной любви: кто любит ближнего, тот исполнил Закон.

9Ибо 'заповеди': не прелюбодействуй, не убивай, не кради, <не лжесвидетельству и >, не пожелай 'чужого' и любая другая - не более как одна заповедь: "Люби ближнего твоего, как самого себя".

10Любящий не сделает ближнему зла, любовь поэтому есть исполнение Закона.

Пора пробудиться

11'Живите' так. Вы ведь знаете, 'какое сейчас' время: 'наступил для нас' час пробудиться от сна, наше спасение ближе теперь, чем когда мы уверовали.

12Ночь на исходе. Близится день. Оставим же дела тьмы и облечемся в доспехи света.

13Давайте 'всегда' жить достойно, как 'при свете' дня, не 'предаваясь разнузданным' пиршествам и пьянству, распутству и сладострастию, ссорам и зависти.

14Сам Господь Иисус Христос пусть будет доспехами вашими, и плоти 'своей' в похотях 'ее' не потворствуйте.

Глава 14

Право на личное мнение

1Слабого в вере принимайте 'в свою среду', не споря 'с ним' о 'его' взглядах.

2Кто-то верит, 'скажем', что можно есть все, а слабый только растительную пищу принимает.

3Тому, кто ест, не следует презирать того, кто не ест, и кто не ест, не должен осуждать того, кто ест: ведь Бог и его принял, 'как тебя'!

4И кто ты такой, чтобы судить чужого слугу? Перед своим господином стоит он или падает и будет стоять, ибо Господь силен поддержать его.

5Иной считает, что один какой-то день важнее прочих, а для другого - все они равны. 'Важно', чтобы каждый был тверд в своих убеждениях.

6Кто чтит особо какой-то день, в честь Господа делает это. Кто ест - в честь Господа ест, поскольку благодарит Бога, и тот, кто не ест, не ест с мыслью о Господе - он 'тоже' благодарит Бога.

7Никто из нас не живет, равно никто 'из нас' и не умирает для себя.

8Если живем - для Господа живем, а когда умираем - для Господа и умираем. Одним словом, живем ли, умираем ли - мы 'всегда' Господни.

9Христос для того умер, 'а потом' и ожил 'вновь', чтобы стать Ему Господом и мертвых и живых.

10Как же можешь ты судить брата своего? А ты как смеешь презирать брата своего? Ведь мы все перед Божиим судом предстанем.

11Написано же: "'Как верно то, что' Я живу, - говорит Господь, - 'так и то, что' предо Мной преклонится всякое колено, и всякий язык воздаст хвалу Богу".

12Итак, каждый из нас за себя даст отчет Богу.

Свобода - но не за счет другого

13Так не будем же судить друг друга, положим лучше 'для себя' не делать никогда того, что может оказаться препятствием или камнем преткновения на пути брата 'нашего'.

14В Господе Иисусе знаю я и уверен в том, что нет 'такой пищи', которая сама по себе была бы нечиста; только то, что человек считает нечистым, оказывается для него нечистым.

15Если брат твой 'смущается и' огорчается тем, что ты ешь, то ты не по любви поступаешь; не губи своей пищей того, за кого умер Христос.

16Не давайте 'никому повода' злословить о том, что для вас хорошо.

17Царство Божие - это ведь не еда и не питье, а праведность, и мир, и радость, даруемые Духом Святым.

18И если человек таким образом служит Христу, он Богу угоден, и люди его уважают.

19Так будем же 'всегда' искать тот путь, что ведет 'нас' к миру и взаимному укреплению 'в вере'.

20Ради пищи не разрушай дела Божьего. 'Даже если' все 'само по себе' чисто, все равно худо, если человек пищей своей кладет камень преткновения 'на пути другого'.

21Хорошо не есть мяса, не пить вина и, вообще, не делать ничего такого, что может стать камнем преткновения для брата твоего.

Все, что не по вере - грех

22В себе самом, перед Богом, держись того, в чем ты уверен. Блажен, кто может принимать решения без опасений.

23А кто испытывает сомнение и. однако, ест, тот уже осужден, ибо 'поступает' не по вере; а все, что не по вере 'делается' - грех.

Глава 15

Христос зовет нас к самоотречению

1Нам, сильным, следует 'терпеливо' сносить немощи слабых, а не угождать себе.

2Угождать каждый из нас должен ближнему 'своему, думая о том, что ему будет' во благо, 'что' укрепит его 'веру'.

3Сам Христос не Себе угождал; 'Он жил так', как о том было сказано в Писании: "Оскорбления оскорбляющих Тебя пали на Меня".

4Да и все прежде написанное в наставление нам написано было, чтобы, учась по Писанию силе духа и находя в нем утешение, мы сохраняли надежду.

5Бог же 'наш, источник' силы духа и утешения, да поможет вам жить в единомыслии между собой, следуя примеру Христа Иисуса,

6чтобы все вы согласно, 'как бы' одними устами, славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.

Для Евангелия нет границ

Поэтому во славу Божью принимайте друг друга, как и Христос принял вас.

8Я говорю 'о том', что Христос ради истины Божьей стал слугой иудеев, чтобы исполнить обещания, 'данные' патриархам,

9и чтобы язычники могли прославлять Бога за милость 'Его', как написано: "Потому буду превозносить Тебя между язычниками и буду петь гимны имени Твоему".

10И еще сказано: "Радуйтесь и вы, язычники, вместе с народом Его".

11И снова: "Воздайте честь Господу все вы, язычники, и да почтят Его все народы!"

12Исайя гоже говорит: "От корня Иессея Побег произрастет, поднимется Он, чтобы народами править; возложат язычники надежды 'свои' на Него".

13Бог же 'наш, Бог' надежды, да исполнит вас в вере 'вашей' всякой радостью и миром, дабы силою Духа Святого изобиловать вам надеждою.

Апостол о своей миссии

14Сам я 'глубоко' убежден, братья мои, что вами руководят благие желания, что вы обогатились всяческими знаниями и способны наставлять друг друга.

15Так что если я написал вам 'это письмо' (в отдельных местах 'письмо' довольно смелое), то сделал это как бы в напоминание вам, по благодати, которую даровал мне Бог,

16быть служителем Иисуса Христа для язычников; священнодействие, мной совершаемое, 'состоит в возвещении' Благой Вести Божией, дабы язычники могли через освящение Духом Святым быть 'представлены' Богу как 'мое' угодное Ему жертвоприношение. '

17Посему я могу в Иисусе Христе 'с радостью' хвалиться всем тем, что 'сделано было мною' для Бога.

18Конечно, я могу смело говорить только о том, что совершил через меня Христос, 'совершил', дабы обрести 'Ему' преданность язычников, словом и делом,

19силою знамений и чудес, силою Духа [Божия]. Я возвестил Благую Весть о Христе повсюду: от Иерусалима до самого Иллирика.

20При этом я всегда стремился нести Благую Весть не туда, где уже было известно имя Христа, чтобы не строить мне на чужом основании.

21'Я старался исполнить то', о чем говорится в Писании: "Те, кому о Нем не было сказано, увидят; и те, кто никогда не слышал, поймут".

22Вот почему я так долго не мог прийти к вам.

О намерении посетить Рим

23Нынче же меня больше уже ничто не удерживает в этих местах, и поскольку я много лет мечтал посетить вас,

24'то намерен, наконец, сделать это', как только отправлюсь в Испанию. Я очень надеюсь, что увижусь с вами по пути туда и что вы поможете мне продолжить мое путешествие после того, как я получу удовольствие от общения с вами, хотя бы и краткого.

25А сейчас я направляюсь в Иерусалим, чтобы помочь народу Божьему.

26Ибо 'верующие' Македонии и Ахаии сочли для себя за благо проявить участие к бедным из народа Божьего в Иерусалиме.

27За благо они сочли 'сделать это', хотя, конечно, и должны были 'так поступить'. Ведь если иудейские христиане поделились с язычниками своими духовными 'благами', язычники, 'в свою очередь', обязаны помочь им в 'их' земных 'нуждах'.

28Завершив это 'дело' и вручив им 'все' собранное, я направлюсь через ваши места в Испанию.

29И знаю, что когда приду к вам, приду с полнотой благословений Христовых.

30Но прошу вас, братья, ради Господа нашего Иисуса Христа и 'во имя' любви, 'даруемой' Духом, будьте со мной в 'моей' борьбе, молясь за меня Богу,

31чтобы избавлен я был от неверующих в Иудее и чтобы служение мое для Иерусалима с пониманием было принято народом Божьим,

32а я, если то угодно Богу, мог прийти к вам с радостью и провести какое-то время с вами в покое.

33Да будет Бог 'наш, источник' мира, со всеми вами! Аминь.

Глава 16

Приветствия и добрые пожелания

1Представляю вам 'этим письмом' сестру нашу Фиву, диаконису церкви Кенхрейской.

2Прошу принять ее во 'имя' Господа, как подобает народу Божьему, и помочь ей, если она будет в чем нуждаться, ибо и она помогала многим, в том числе и мне.

3Передайте мой привет Прискилле и Акиле, сподвижникам моим во Христе Иисусе,

4которые ради 'спасения' моей жизни своей рисковали головой. Впрочем, не я один им благодарен, но и все 'образовавшиеся' из язычников церкви.

5Привет мой и церкви, которая собирается у них дома. Приветствую возлюбленного моего Эпенета, который первым в Асии принял Христа.

6Марию приветствуйте, которая много для вас потрудилась.

7Приветствуйте моих соотечественников Андроника и Юнию, которые вместе со мной были в тюрьме; они снискали уважение среди апостолов и христианами стали раньше меня.

8И Амплиата приветствуйте, любимого моего 'друга' в Господе.

9Приветствуйте Урбана, сподвижника нашего во Христе, и моего дорогого Стахия.

10Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте 'всех', кто из 'семьи' Аристовула.

11Иродиона, соотечественника моего и верующих членов семьи Наркисса приветствуйте.

12Приветствуйте Трифену и Трифосу, усердствующих в Господе. Приветствуйте дорогую Перейду, которая много потрудилась для Господа.

13 Приветствуйте Руфа, избранного Господом, и мать его, которую и я называю матерью.

14Асинкрита, Флегонта, Эрмия, Патрона, Эрма и находящихся с ними братьев приветствуйте.

15Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и его сестру, и Олимпана, и всех из народа Божьего с ними.

16Приветствуйте друг друга святым целованием. Свой привет передают вам все церкви Христовы.

17А я умоляю вас, братья, остерегаться тех, кто, вопреки принятому вами учению, производит замешательство и разделения, избегайте их.

18Эти люди служат не Господу нашему <Иисусу> Христу, а чреву своему, и речами своими вкрадчивыми и льстивыми они обольщают сердца простодушных.

19'Что до вас', то ваше послушание известно всем, и это меня радует; хочу 'только', чтобы были вы мудрыми на добро и неискушенными во зле.

20Бог же 'наш, источник' мира, скоро повергнет сатану к ногам вашим. Благодать Господа нашего Иисуса <Христа> 'да будет' с вами!

Приветы от друзей Павла

21Передает вам привет Тимофей, соработник мой, 'свои приветы шлют вам' также Луций, Иасон и Сосипатр, мои соотечественники.

22Приветствую вас во имя Господа и я, Тертий, писавший это послание.

23Гаий, принимающий в своем доме меня и всю общину, приветствует вас.

Приветствует вас Эраст, городской казначей, и брат Кварт.

24[]

Заключительное славословие

25[Тому же, Кто может утвердить вас по благовествованию моему и вести об Иисусе Христе, по откровению той 'Божественной' тайны, о которой от века умалчивалось,

26но которая явлена теперь и по велению вечного Бога через Писания пророческие возвещена всем народам, чтобы привести их к идущему от веры послушанию,

27Ему, единому мудрому Богу, через Иисуса Христа да будет слава вовеки! Аминь.]