Послание апостола Павла христианам в Риме

Общепризнанно, что автором этого послания был апостол Павел, иудейский ученый, принявший христианство после того, как воскресший Христос явился ему лично. Его перу принадлежат многие послания, вошедшие в канон Нового Завета. В них он излагает сущность христианской веры и отвечает на вопросы, возникавшие среди первых христиан. Таким по своему содержанию является и послание христианам в Риме, которое Павел написал во время своего третьего миссионерского странствия, в дни пребывания в Коринфе - в 56 или 57 г. по Р. X,

Послание представляет собой целостное и упорядоченное изложение основ христианской веры. Здесь Павел описывает положение человечества, восставшего против Бога и пренебрегшего Его волей. Из-за всего, что сделали и продолжают делать люди, Бог мог бы давно отвернуться от них. Но Он не оставил людей пожинать плоды их восстания против Него и, более того, предложил им (им, которые не в состоянии заслужить это сами) высокий дар: Отец Небесный готов усыновить всех людей после того, как Христос принял на Себя наказание, которое их должно было постигнуть за их грехи. Каждый, кто с верою принимает этот дар, получает не только прощение своих грехов, но и полное оправдание и вечную жизнь с Богом. Это обстоятельство оказывает решающее влияние на всю жизнь христианина.

Как иудейский ученый, Павел уделяет особое внимание людям, с которыми он связан своим происхождением. Он обстоятельно характеризует их отношение к христианской вере.

Заканчивает Павел это свое послание добрыми советами и размышлениями о том, как должны жить христиане: Бог любит их, и поэтому они просто не могут не любить своих ближних.

Глава 1

1Павел, Иисуса Христа раб, призванный 'Богом' на апостольское служение и на то поставленный, чтобы 'возвещать' Его Благую Весть,

2которая давно уже обещана Им через Своих пророков в Святых Писаниях, -

3'Весть' о Сыне Божием, Который по человеческой природе Своей был из рода Давидова,

4а по духу святости определен быть Сыном Божиим во 'всей' силе 'Его, как было то явлено' через воскресение из мертвых, 'Весть' об Иисусе Христе, Господе нашем,

5через Которого мы получили благодать и апостольское служение, дабы во имя Его утвердить идущее от веры послушание среди всех народов,

6стало быть, и вас, коих тоже призвал Иисус Христос, -

7всем в Риме, кого любит Бог и кого призвал Он к святости: благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа!

Мечта о служении в Риме

8Начну с благодарности моей за всех вас Богу через Иисуса Христа, потому что весть о вашей вере распространяется по всему миру.

9Свидетель мне Бог, Которому я служу всем сердцем, 'возвещая' Благую Весть Сына Его, что я всегда вспоминаю о вас,

9когда в молитвах моих прошу, чтобы удалось мне, наконец, по воле Божьей, прийти к вам.

11'Я ведь жажду увидеть вас, чтобы передать вам некое дарование духовное для укрепления вашего 'в вере',

12и чтобы мы могли, 'когда я буду у вас', найти взаимную поддержку в вере друг друга: я в вашей, вы - в моей.

13Да будет известно вам, братья, что я не однажды 'уже' собирался прийти к вам (но пока всякий раз наталкивался на препятствия), чтобы и у вас, как 'это случалось прежде' среди других 'языческих' народов, взрастить некий плод.

14Я 'перед всеми людьми' в долгу: перед греками и варварами, перед мудрыми и неразумными.

15Поэтому, со своей стороны, я готов проповедовать Благую Весть и вам, 'живущим' в Риме.

16Я ведь не стыжусь Благой Вести <Христовой>, ибо она - сила Божия ко спасению всякому верующему: прежде - иудею, а затем и язычнику.

17Потому что в этой Вести открывается праведность Божия, которая через веру дается и к вере ведет; так и в Писании сказано: "Праведный жить будет верою".

Перед Богом все виновны

18А на всякое нечестие и зло людей, которые по неправедности 'своей' угнетают истину, является уже с неба гнев Божий.

19Ибо все, что возможно 'людям' знать о Боге, 'представлено' им явно: Сам Бог сделал это для них очевидным.

20Так что незримое в Нем - вечная сила Его и Божественность - от сотворения мира были ясно видимы 'разуму' во всем созданном Им, не снимается потому с тех людей их вина.

21Узнав о Боге, они не прославили и не возблагодарили Его, как Бога, а предались 'вместо этого' бесплодным умствованиям, и неразумные сердца их еще более помрачились.

22Хвалясь своей мудростью, они, 'на самом деле', безумствуют,

23подменяя славу Бога бессмертного 'всевозможными' изображениями человека, 'существа' тленного, и 'даже' птиц или четвероногих, 'а то' и пресмыкающихся.

24И Бог оставил их в скверне с похотями их сердец, так что они бесчестят тела свои.

25Истину Господню они заменили ложью и творению поклоняются и служат вместо Творца, Который 'Один' вовеки достоин поклонения. Аминь.

26Бог и оставил их поэтому предаваться позорным страстям. Их женщины заменили естественные супружеские связи на противоестественные,

27подобно им и мужчины, отказавшись от естественных связей с женщиной, разжигаются в похотях своих друг с другом. Мужчины с мужчинами творят бесстыдное и получают за свою извращенность заслуженное возмездие в самих себе.

28Не захотели они признавать Бога, и Он оставил их в помрачении ума творить непотребное.

29И погрязли они во всякой греховности, порочности, алчности, злобе; 'жизнь их' полна зависти, убийств, ссор, коварства, злонравия, сплетен.

30Клеветники, богоненавистники, они наглы, высокомерны, хвастливы, во зле изобретательны, родителям непокорны,

31безрассудны они, вероломны, не ведают любви, <прощения> и милосердия.

32И хотя знают, что за такие дела, по справедливому установлению Божьему, обречены на смерть, не только сами они все это делают, но и других в подобном одобряют.

Глава 2

Ложная нравственность

1Нет тебе поэтому, кто бы ни был ты, извинения, коли судишь других; ибо, другого судя, ты 'ведь и' себя осуждаешь, потому что и ты, 'других' осуждающий, то же самое делаешь.

2А на 'всех', делающих таковое, есть 'один', как мы знаем, праведный суд Божий.

3О человек, не думаешь ли ты, что избежишь этого суда, если сам делаешь то, за что судишь других?

4Не пренебрегаешь ли ты великой добротой, снисхождением и долготерпением Божиим? Благость Божия ведет тебя к покаянию. Неужели ты сего не разумеешь?

5Нет, ты в упорстве своем и нераскаянности сердца сам вызываешь на себя 'все' больший гнев, 'который ты испытаешь' в День гнева и откровения праведного суда Божьего.

6Каждому воздаст Бог по делам его:

7тем, кто, предаваясь постоянно добрым делам, стремится найти 'истинную' славу, честь и бессмертие, 'суждена' жизнь вечная;

8своевольным же и не покоряющимся истине, предающимся неправде - гнев и ярость.

9Страдания и муки ждут всякого, кто делает злое: прежде иудея, а затем язычника.

10Напротив, слава, честь и мир 'суждены' каждому 'человеку', творящему доброе, - будь то иудей (ему первому) или язычник, - ' 'Бог не взирает на лица.

Мысли и побуждения судит Бог

12Те, которые согрешили, не ведая Закона, вне Закона и погибнут; те же, кто согрешил, Закон зная, Законом осуждены будут.

13Пред Богом не те праведны, кто 'только' слушал ' Закон - оправданы 'Им' будут Закон исполняющие.

14(Когда язычники, не знающие Закона, следуют его предписаниям по внушению чувства, они, у которых Закона не было, - сами себе закон.

15Они свидетельствуют тем самым, что требования Закона записаны в их сердцах; о том же говорят их совесть и противоречия в мыслях, которые то осуждают, то оправдывают их).

16'Это сделается явным' в тот день, когда Бог, по благовествованию моему, станет судить через Иисуса Христа тайные мысли людей.

На суде Божием не спасет знание Закона...

17Но если называешь ты себя иудеем и полагаешься на Закон, если хвалишься Богом

18и знанием воли Его и если, наученный Законом, имеешь понятие о наилучшем

19и уверен, что ты поводырь для слепых, свет для 'блуждающих' во мраке,

20наставник для неразумных, воспитатель младенцев, ибо имеешь в Законе воплощение знания и истины,

21то как, обучая другого, не учишь ты себя самого?! Проповедуешь, что красть нельзя, а сам крадешь!

22Говоришь, что не должно прелюбодействовать, сам же прелюбодействуешь! Идолов гнушаешься, а храмы грабишь.

23Хвалишься ты Законом, но, попирая его, не бесчестишь ли 'тем' Бога?

24Из-за вас, как и в Писании сказано, "имя Божие в поношении у язычников".

...не спасет и обрезание

25Потому и обрезание только тогда что-то значит, когда ты соблюдаешь Закон, если же нарушаешь его, то обрезание твое - вовсе и не обрезание.

26Если же, напротив, необрезанный исполняет предписания Закона, то не будет ли он считаться 'воистину' обрезанным?

27И если даже остается он необрезанным по плоти, но 'во всем' подчиняется Закону, он 'по праву' осудит тебя, нарушающего Закон, хотя бы и знал ты букву Закона и совершил обрезание.

28Не гот, следовательно, иудей, кто по видимости таков, и обрезание - не один 'только' видимый знак на теле.

29Истинный иудей это иудей в глубинах души своей; и обрезание его - оно в сердце, в духе оно, а не в букве. И похвалу он получает не от людей, а от Бога.

Глава 3

Верность Бога - залог спасения мира, утопающего во грехах

1Какие же тогда преимущества иудея? И какая польза 'ему' от обрезания?

2Великие 'преимущества' во всех отношениях. В том они", что 'именно' иудеям вверены были слова Божий.

3И что с того, что иные из этих людей оказались неверными? Их 'личная' неверность может ли уничтожить верность Бога?

4Конечно, нет! И пусть 'всем' будет 'ясно, что всегда' верен Бог, а всякий человек 'в этом мире' лжив. В Писании 'о том' сказано: "Так что будешь всегда Ты признан правым в словах Своих и над теми, кто обвиняет Тебя, восторжествуешь".

5Но если 'вся' наша греховность делает еще более очевидной праведность Божию, что скажем мы 'тогда'? Может быть, Бог (рассуждаю чисто по-человечески) несправедлив, если обрушивает Свой гнев 'на нас'?

6Нет, конечно, потому что как же тогда Бог будет судить 'этот' мир?

7Однако можно ли судить меня как грешника, если 'рядом с самой' ложью моей становится еще более очевидной истинность Бога, к вящей славе Его?

8Но почему бы тогда не "делать зло, чтобы вышло добро"? Хулители наши как раз и оговаривают нас, будто мы 'и впрямь это самое' проповедуем. Таковых ждет справедливое возмездие.

Виновен весь мир - таков приговор Божий

9Так что же, в лучшем ли мы, 'иудеи', положении? Вовсе нет! Мы ведь выяснили уже, что 'все люди', иудеи они или язычники, все под грехом.

10В Писании так и сказано: "Нет праведного, нет ни одного;

11нет разумеющих, никто Бога не ищет.

12Все сбились с пути и разом стали негодны; нет творящего доброе, ни одного нет.

13Их гортань - зияющая могила; языком своим обманывают люди. Во рту у них яд змеиный

14и на устах одни проклятия и горечь.

15Скоры они на пролитие крови.

16Всюду разор и унижение на путях человеческих.

17Не знают люди к миру пути,

18страха Божий лишились они.

19Но знаем мы: в Законе сказанное к тем обращено, кто подчинен Закону, никто чтоб не пытался оправдаться. Перед Богом весь мир виновен!

20Из смертных пред Ним не может ни один быть признан правым за то, что соблюдает он Закон: с Законом 'лишь' приходит осознание греха.

И оправдание, и праведность по вере во Христа

21'Некогда' о праведности Божией Закон свидетельствовал и пророки, теперь же она открылась 'людям' отдельно от Закона;

22и эта праведность, на вере в Иисуса Христа основанная, она для всех, кто верит, ибо нет различий.

23Все согрешили ведь и признанья Божия лишены,

24а оправдываются без заслуг, 'только' Его благодатью, через искупление во Христе Иисусе.

25Бог сделал так, что через Него свершилось умилостивление и примирение по вере в пролитую Кровь Его. Этим Бог показал, что был справедлив и прежде, когда Он в долготерпении оставлял грехи без наказания;

26так и ныне являет Он правду Свою: то, что праведен Он Сам и оправдывает верующих в Иисуса.

К праведности через веру, а не заслуги

27Допустимо ль тогда хвастовство? Исключается полностью. Но каким же законом? Тем, 'что требует' дел? Нет! Веры законом.

28Ибо знаем мы, что оправдание человек получает по вере, а не за го, что Закон соблюдает.

29Разве Бог одних иудеев лишь Бог? Не язычников тоже? Конечно, и их.

30Бог для всех ведь один: и обрезанных Он по вере их оправдает, через веру же - и необрезанных.

31Упраздняем ли мы Закон, ставя так высоко веру? Вовсе нет. Мы Закон укрепляем.

Глава 4

Древнее свидетельство о праведности по вере

1А что скажем мы о праотце нашем по плоти, об Аврааме? Чего Он достиг?

2Если праведным был бы признан он за дела свои, мог бы хвалиться, однако же не перед Богом.

3Что Писание говорит? "Поверил Авраам Богу, и было это зачтено ему в праведность".

4Работнику платят по долгу, а не из милости.

5Но когда человек, не ставя себе в заслугу дела свои, доверяется Богу, оправдывающему грешника, вменяется ему в праведность 'сама' вера его.

6Давид говорит то же самое: называет блаженным он того человека, которого Бог признает праведным не по делам его:

7"Блажен, кому прощены его беззакония, чьи покрыты грехи;

8блажен человек, грех которого Господом не зачтется".

9Но это блаженство, оно для обрезанных только или для необрезанных тоже? Мы говорим: "Вера была зачтена Аврааму в праведность".

10Когда же случилось это? После того, как обрезан был Авраам, или еще до того? Не после, а до того, как был он обрезан.

11А обрезание знаком явилось 'внешним', печатью той праведности, какую имел он уже по вере до обрезания. Стал он отцом всех верующих, которым и без обрезанья вера их может быть 'Господом' в праведность зачтена;

12он отец и обрезанных, но тех лишь, что не только обрезаны были, а и встали на путь той же веры, какая была у отца нашего Авраама 'еще' в необрезании.

Все по вере

13'И само' обещание Аврааму, что ему и потомкам его будет отдан в наследство 'весь' мир, не с соблюдением Закона было связано, а с праведностью, зависящей от веры.

14А если наследство 'получат' лишь те, кто Закону послушен, тщетна вера тогда, и не стоит ничего обещание:

15ничего, кроме гнева, не сулит Закон; преступления 'только' там не бывает, где нет закона.

16Потому и связано обещание с верой, оно - дар благодати, чтобы оно силу имело для всех потомков Авраама, не только для тех, кто привержен Закону, но и тех, кто следует Авраамовой вере. Ведь он отец всех нас, -

17как о том и написано: "Отцом многих народов Я поставил тебя", - 'таков он' в глазах Бога", Которому он поверил, Бога, возвращающего к жизни мертвых и из небытия вызывающего к бытию 'то, чего не существует'.

18Когда не на что было уже надеяться, Авраам не терял 'все-таки' надежды: он поверил и стал отцом многих народов, как было ему сказано: "Столь 'многочисленно' будет потомство твое".

19Даже мысль, что тело его, 'по сути', мертво (ему ведь было уже почти сто лет) и что чрево Сарры 'давно' омертвело, не ослабила веру его.

20Не усомнился он, не перестал верить У обещанию Божию, но, черпая силу в вере, вознес Богу хвалу,

21ибо уверен был в том, что Бог в силах исполнить Свое обещание.

22Вот почему 'вера его' "и была зачтена ему в праведность". "Была зачтена" - слова эти не об одном Аврааме написаны,

24но и о нас. Зачтется и нам наша вера в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса <Христа>, Господа нашего,

25Который 'смерти' был предан за наши согрешения и воскрешен к оправданию нашему.

Глава 5

Жизнь во Христе

1По вере оправданные, мы в мире теперь с Богом через Господа нашего Иисуса Христа.

2Через Него верою 'своей' приобщились мы к той благодати, пребывая в которой ликуем в чаянии Божией славы.

3Более того, мы радуемся в 'нынешних' испытаниях' 'наших', зная, что в них развивается стойкость,

4а в стойкости - зрелый характер, что и вселяет в 'нас' надежду,

5надежду, которая 'никогда никого' не разочарует, потому что Свою любовь Бог излил в сердца наши Духом Святым, данным нам.

6И когда мы были бессильны помочь самим себе, Христос в назначенный час умер за людей, отвернувшихся от Бога.

7Едва ли пожертвует кто жизнью своей даже за праведника (впрочем, кто-то, быть может, решится умереть за хорошего 'человека').

8А Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Так Бог явил Свою любовь к нам.

9Теперь же, когда мы оправданы кровью Христа, тем более и спасены Им будем от гнева 'Божьего'.

10Ведь если 'еще в те времена', когда мы были врагами Бога, нас примирила с Ним смерть Сына Его, то 'ныне', примиренные, мы, конечно, спасемся жизнью Христа.

11И не только это, мы и ликуем, доверившись Богу, с Которым нас теперь 'уже' примирил Господь наш Иисус Христос.

Смерть через Адама - жизнь через Христа

12Через одною человека, 'Адама', вошел в мир грех, через грех же - и смерть; смертными стали 'все' люди, ибо все согрешили.

13Конечно же, грех уже был в мире, когда еще не было 'в нем' Закона; но там, где закона нет, грех не вменяется.

14И однако же от Адама до Моисея смерть царила уже и над теми, кто заповеди не попирал, как сделал это Адам, который был прообразом Того, Кому предстояло прийти.

15Но 'Божий' дар никак не сравним с преступленьем 'Адама'. Ибо если преступление одного человека принесло многим смерть, последствия этого греха неизмеримо превзойдены благодатию Божьей и даром, 'ниспосланным многим' по благодати одного Человека - Иисуса Христа.

16И то, что приносит с собой дар 'Божий', никак не сравнимо с последствиями греха одного человека. 'Тогда' всего одно преступление вызвало суд и 'суровый' приговор, 'ныне же ответом' на многие преступления стал дар благодати, который несет с собой оправдание".

17И если преступлением одного 'человека', через него одного, стала царствовать смерть, то тем более будут царствовать в жизни через Одного, 'через' Иисуса Христа, получившие в преизбытке благодать и дар праведности.

18И выходит, как одно преступление всех 'привело' к осуждению, так и праведное дело одно - всем людям к оправданию, ведущему к жизни.

19Ибо если непослушание одного многих сделало грешниками, то и послушание Одного многих сделает праведниками.

20Но пришел Закон, и сразу умножились преступления; однако, где умножился грех, там стала преизобиловать и благодать,

21чтобы так же, как грех властвовал в 'своем царстве' смерти, могла в силе праведности царствовать благодать, 'ведущая' через Иисуса Христа, Господа нашего, к вечной жизни.