Послание Иакова

Вопрос о том, кто является автором этого послания, все еще остается открытым. Вероятно, это один из трех, наиболее известных по Новому Завету христиан первого века, носивших имя Иаков. Когда ранние христианские церкви пришли к согласию о включении этого послания в канон Нового Завета, они, в большинстве своем, признавали автором послания того Иакова, которого в то время было принято называть "братом Господа".

Вводная часть послания дает основание считать, что оно было написано широко известным и признанным руководителем Церкви. Иаков, "брат Господа", был одним из таковых. Если автором был именно он, то послание появилось на свет в период между 45 и 49 гг. по Р. X. Место же, где оно писалось, к сожалению, неизвестно.

Послание Иакова было предназначено для тех верующих, которые, как это видно из текста, столкнулись с большими трудностями при попытках воплотить принципы своей веры в жизнь. Иаков подробно рассматривает некоторые вопросы, связанные с проявлением естественных человеческих слабостей в поведении членов ранних христианских общин. Некоторые из них кичились своим богатством и впадали в высокомерие по отношению к бедным. Другие приносили много зла клеветой и сплетнями, были заносчивы и полны предубеждений. Иаков говорит о том, что вера, не подтвержденная делами, не ведет к спасению. Он задает вопрос: "Что пользы в том, братья мои, когда говорит кто-то, что верует, а делом этого никак не подтверждает? Спасет ли его такая вера?" Здесь автор говорит о христианах, которым недостает желания искренне следовать по пути, открытому для них Иисусом Христом. Иаков внушает своим читателям, что тот, кто действительно верит в Бога, непременно и делает то, что Богу угодно.

Глава 1

1'Я', Иаков, Бога и Господа Иисуса Христа раб, приветствую 'живущих' в рассеянии двенадцать колен 'Израиля'!

Вера и испытания

2Братья мои, если выпадают 'на вашу долю' какие-то испытания, считайте 'это всегда' счастьем 'своим' великим,

3понимая, что в испытаниях веры вашей обретаете вы стойкость.

4А вам ведь и нужна 'большая' стойкость, чтобы стать 'людьми' зрелыми, цельными, без всякого недостатка.

5Если же кому-то из вас недостает мудрости, пусть просит у Бога, и будет дано ему (Бог всем 'ее' дает просто и без упреков).

6Только просит пусть с верой, без малейших сомнений - сомневающийся волне морской подобен, ветром гонимой и в разные стороны бросаемой.

7Такой человек пусть и не думает хоть что-то получить от Господа

8человек колеблющийся всегда будет проявлять свое непостоянство.

9Те из братьев, кто в бедности пребывает, пусть радуются 'этому': им 'открывается подлинная' высота;

10богатый же 'да поймет, что его-то как раз' положение и есть низкое: увянет он 'скоро', как цветок полевой.

11Стоит показаться палящему солнцу - трава иссыхает, цвет ее опадает, гибнет краса ее; так и богатый пропадет в суете дел своих.

12Блажен, кто стойко переносит испытания! Выдержав их, он обретет венец жизни, который обещал Господь любящим Его.

13В искушении пусть никто не говорит: "Бог послал мне искушение". Невозможно искусить злом Бога, но и Сам Он никого не искушает.

14Искушается всякий, когда собственная его похоть прельщает и обольщает 'его'.

15Зачав, похоть рождает грех, а грех, войдя в силу, приводит к смерти.

16Не обманывайтесь, братья мои возлюбленные.

17Все, 'что есть' доброго 'на земле', и всякий дар во всей его полноте даруются свыше, нисходят от Отца светов, Который вне изменений, Которому неведомо непостоянство.

18Пожелал - и родил Он нас словом истины, чтобы стали мы начатком 'нового' Его творения.

Истинное благочестие

19Помните, братья мои возлюбленные: всякий скорее 'других' слушать должен, нежели 'сам' говорить, и, 'уж во всяком случае', не быть запальчивым,

20в ярости ведь человек не может прийти к праведности Божией.

21А потому отрешитесь от всякой скверны, от последних остатков зла и с кротостью примите слово 'Божие', которое 'уже' посеяно 'в сердцах ваших' и может спасти ваши души.

22Но вам надлежит не только внимать 'этому' слову, но и делать 'то, к чему оно зовет вас', иначе сами себя обманете.

23Всякий, слово слушающий, но не исполняющий, похож на человека, который разглядывает свое собственное лицо в зеркале,

24но после этого уходит и сразу забывает, как же он 'все-таки выглядит'.

25Но кто внимательно смотрит в совершенный закон, 'в закон, дающий нам' свободу, и не забывает об услышанном, но живет и действует по закону этому, блажен тот будет во 'всем', что делает.

26А кто языка своего обуздать не может, тот, хоть и думает, что служит Богу, 'на самом деле' обманывает себя - ничего не стоит его благочестие.

27Заботиться о сиротах и вдовах, в нужде 'пребывающих', ограждать себя от скверн мира 'сего' - вот что значит быть 'действительно' благочестивым, чистым и непорочным пред Богом, Отцом 'нашим'.

Глава 2

Возлюби ближнего своего, как самого себя

1Братья мои, пусть вера ваша в Господа нашего Иисуса Христа, 'Господа' славы, будет свободна от всякой предвзятости по отношению к людям.

2Придут, скажем, к вам на собрание 'два' человека: 'один' - богато одетый и с золотым перстнем, а 'другой' - бедный, в поношенной одежде.

3Если, глядя на наряд богатого, скажете 'ему': "'Сюда' садись, 'пожалуйста', здесь лучше", а бедному скажете: "Стань в сторонке или сядь 'здесь', у меня в ногах", -

4если так по-разному относитесь вы к братьям, не оказываетесь ли судьями, 'да к тому же еще и' со скверными мыслями?

5Подумайте 'сами', братья мои возлюбленные: не бедных ли 'этого' мира наделил Бог богатством веры? Не их ли избрал, чтобы наследовали Царство, которое Он обещал любящим Его?

6А вы худо обходитесь с бедными! Но разве не богатые притесняют вас и таскают вас по судам?

7Не они ли хулят доброе имя, каким вы стали 'теперь' называться.

8Если всегда исполняете Закон вышний так, как в Писании 'сказано': "Возлюби ближнею своего, как себя самого", хорошо делаете.

9Но если 'по одежке людей встречаете' и по-разному к ним относитесь, то грешите и перед Законом вы преступники.

10Кто, соблюдая Закон в целом, согрешает хотя бы в одном чем-то, тот и во всем виновным оказывается.

11Ведь Тот, Кто сказал: "Не прелюбодействуй", Он же заповедал: "Не убивай". Так что даже если не прелюбодействовал ты, случись тебе убить, - перед Законом ты преступник.

12Говорите и действуйте 'всегда', как 'люди, которые' по закону свободы судимы будут.

13Не будет снисхождения на Суде тому, кто сам не знает милости. Ей, 'которую отвергли они', - торжествовать на Суде".

Вера и дела

14Что пользы 'в том', братья мои, когда говорит кто-то, что верует, а делом этого никак не подтверждает? Спасет ли его такая вера?

15Если брат или сестра 'ваши' нуждаются в одежде и голодают,

16а кто-то из вас скажет им: "Всего доброго вам, одевайтесь теплей да питайтесь 'получше'", но сам не даст им того, в чем у них нужда, что пользы 'в словах его'?

17Так и с верой: без дел она мертва, сама по себе 'ничто'.

18Если 'попробует' кто-то возразить 'на это': "Одному дается вера, а другому - дела", 'отвечу ему': "Покажи мне 'эту' веру твою, 'которая' без дел, а я тебе свою в делах моих представлю".

19Ты веришь, что 'только' один есть Бог? Хорошо делаешь. 'Однако ведь' и бесы веруют и трепещут 'притом'.

20Но не угодно ли тебе, жалкий 'ты' человек, признать, что вера без дел тщетна?

21Когда Авраам, отец наш, возложил Исаака, сына своего, на жертвенник, разве не за это свидетельство 'веры' был он признан праведным?

22Ты 'и сам' знаешь, что 'именно' вера Авраама явила себя в делах его и совершенной она в делах 'этих' стала.

23Тут 'все' вышло по Писанию: "Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность". И назван был Авраам другом Божьим.

24'Так что' видите, будет признан человек праведным или нет - от дел 'его зависит', а не от одной только веры.

25Вот и Раав, блудница, разве не делами 'по вере ее' угодила она Богу, когда приняла 'в дом свой' вестников и проводила их другой, 'безопасной' дорогой? Так что 'снова скажу': вера без дел, как тело без духа, мертва.

Глава 3

Своеволие языка

1Не каждому из вас, братья мои, следует становиться учителем, вы ведь 'сами' знаете, 'что если других учим' мы, 'то' с большей строгостью будем судимы.

2Все мы то и дело ошибаемся. А кто в речах своих не согрешает, тот 'уже' человек совершенный и может все тело свое обуздать.

3Удила, которыми управляем лошадью, кладутся ей в рот, но повинуется она нам всем телом своим.

4Так и с кораблями: как бы ни велики они были и какими бы сильными ветрами ни носило 'их', управляют 'ими' с помощью небольшого руля, который во власти кормчего.

5Вот и язык: мал он 'в теле человека', но сколь многим может похваляться! Подумайте 'только', какой большой лес загорается от 'одной' малой искры.

6Язык - что огонь. Расположенный между 'другими' частями тела нашего, он 'может стать' средоточием зла, которым оскверняется все тело и от которого сгорает 'порой' вся жизнь 'человека' - язык от 'огня' геенны возжигается.

7Человек может укротить и укротил 'уже' всякую тварь (зверей и птиц, пресмыкающихся и обитателей моря),

8а вот язык никто из людей укротить не может. Зло неодолимое, он полон яда смертоносного.

9Языком славим мы Господа, Отца 'нашего'; им же проклинаем человека, созданного по 'образу' и подобию Божию.

10Хвалы и проклятия с одних и тех же уст сходят. Не должно такого быть, братья мои.

11Льется ли из одного источника и пресная 'вода', и соленая?

12Может ли, братья мои, смоковница принести маслины, а виноградная лоза - смоквы? Не 'может' и соленый источник дать пресную воду.

Истинная мудрость

13Кто среди вас мудр и учен? Пусть докажет он 'это' примерной жизнью своей, делами, в коих явит себя его кротость, за которой мудрость.

14Если же в сердце вашем поселился 'дух' черной зависти и самовлюбленности, не хвалитесь и ложью 'своей' не заслоняйте истину:

15нет тут мудрости, которая свыше, а 'только' земная, бездуховная, бесовская.

16Ибо, где зависть и себялюбие, там неустройство, 'там' всякие злые дела.

17А мудрость, что от Бога, она прежде всего чиста, и она - в миролюбии, снисходительности, готовности уступать, она свободна от пристрастия и лицемерия, исполнена милосердия и приносит добрые плоды истинной праведности.

18Но праведность эта есть плод того семени, что спокойно сеется миротворцами.

Глава 4

К миру и святости через смирение

1Откуда же у вас 'эти' раздоры и стычки? Не от прихотей ли, что порабощают вас и сталкивают друг с другом?

2Вы 'все время чего-то' хотите, а не получаете; смертельно завидуете, а 'все' не можете достичь 'желаемого, отсюда' ваши ссоры и стычки. Потому и не удается вам 'ничто', ведь вы не просите.

3'А если и' просите, то 'все равно' не получаете, потому что не на добро просите, а чтобы 'одним только' удовольствиям предаваться.

4'Прелюбодеи и' прелюбодейки, разве не знаете вы, что, привязывая себя к этому миру, вы, 'по сути', враждуете с Богом? Всякий, кто становится другом миру 'сему', оказывается врагом Богу.

5Или вам кажутся пустыми слова Писания, что Дух, Которого Бог дал нам, ревниво жаждет 'безраздельной преданности Ему'?

6И Он же дает 'нам' большую благодать. Потому Писание говорит: "Противостоит Бог высокомерным, но милостив к смиренным".

7Так что покоритесь Богу и ни в чем не уступайте дьяволу - тогда он отступит от вас.

8Будьте вы к Богу ближе, и Он приблизится к вам. Омойте руки, грешники, 'и вы', двоедушные, очистите сердца 'свои'.

9'Ужаснитесь' и скорби предайтесь, восплачьте и возрыдайте. Смех ваш да обратится в плач, и радость - в скорбь.

10Смиритесь пред Господом, и Он возвысит вас.

11Перестаньте наговаривать друг на друга, братья. Кто хулит брата 'своего' или осуждает его, тот о Законе злословит, Закон осуждает. А если судишь ты Закон, то уже не исполняешь его, а 'в заносчивости своей' становишься судьей над ним.

12'Но ведь' один 'только' есть Законодатель и Судья, Который решает, кого спасти, а кого покарать. А ты, кто ты такой, что берешься судить 'своего' ближнего?

Пустая похвальба

13Теперь 'вот еще о чем' задумайтесь. Вы говорите: "Сегодня или завтра мы отправимся в такой-то город, будем там целый год торговать и 'вернемся' с прибылью".

14'Говорите вы это', а сами не знаете, что принесет вам завтрашний день. И 'вообще', что такое жизнь ваша? Пар, который появляется ненадолго, а затем исчезает.

15Вам следовало бы говорить 'по-другому': "Если угодно 'то' будет Господу, мы будем жить и сделаем то-то и то-то".

16Вы же в самомнении своем хвалитесь, а всякая такая похвальба - зло.

17В общем, кто знает, 'как' делать добро, но не делает, тому - грех.

Глава 5

Что ждет богатых

1Теперь о вас, богатые. Плачьте, рыдайте, ибо ждет вас беда.

2Считайте, что' пропало ваше богатство и одежды ваши побиты молью,

3изъедены ржавчиной 'даже' золото ваше и серебро - ржавчина эта изобличит вас и спалит вашу плоть, как огонь. Собрали вы сокровища, 'но в мире собрали вы их', дни которого сочтены 'уже'.

4И плата, которую вы не отдали работникам, собравшим хлеб с полей ваших, взывает 'к отмщению', и крики жнецов дошли до слуха Господа Саваофа.

5Вы роскошествовали на земле и всем желаниям своим потакали.

'Так' утучнили вы себя на день заклания.

6Вы 'и теперь' продолжаете судить и убивать праведников, хотя они и не противятся вам.

Нужно терпение: справедливость будет восстановлена

7Вы же, братья 'мои, не впадайте в уныние и' будьте терпеливы в ожидании пришествия Господня. Посмотрите на земледельца, как он ожидает драгоценного плода земли, 'дождей' ранних и поздних с каким терпением ждет он!

8Будьте и вы 'столь же' терпеливы и стойки - близко 'уже' пришествие Господне.

9Не вините никого в своих бедах, братья, чтобы самим не быть осужденными - уже у дверей Судья.

10Пусть будет для вас примером то долготерпение, какое явили в страданиях 'своих' пророки, говорившие во имя Господне.

11Помните, что блаженными мы называем тех, которые терпели. Вы слышали о стойкости Иова и знаете, какое намерение 'о нем' было у Господа, ведь исполнен Он сострадания и милости.

12Но главное, не клянитесь, братья мои, - ни небом, ни землей и ничем иным не клянитесь; 'просто' пусть "да" у вас будет "да", а "нет" 'точно будет' "нет", тогда не навлечете на себя осуждения.

Сила молитвы

13Страдает ли кто из вас - пусть молится, радостен ли кто - пусть поет псалмы.

14Болен кто - пусть призовет пресвитеров церкви, чтобы те помолились над ним, совершив помазание елеем во имя Господа.

15И молитва, с верой вознесенная, спасет больного - Господь восстановит его здоровье. И если согрешил он, прощено ему будет.

16Так что признавайтесь друг перед другом в грехах 'своих' и молитесь друг о друге, чтобы исцелиться. Велика сила горячей молитвы праведного.

17Илия был такой же человек, как и мы, 'однако когда' помолился он усердно о том, чтобы не было дождя, за три года и шесть месяцев в стране 'ни разу' не пролился дождь,

18когда же снова помолился, пошли дожди и земля произрастила плод свой.

19Братья мои, если уклонится кто из вас от истины и кто-то поможет ему вернуться,

20пусть знает вернувший грешника с ложного пути его, что спас он его от смерти и что множество 'тому' будет прощено грехов.