Глава 6

Христианин - не раб греха

1Что же 'после этого' скажем? Оставаться ли нам во грехе для преумножения благодати?

2Конечно, нет! Мы ведь умерли для греха - как же 'снова' нам жить в нем?

3Разве не знаете, что все мы, во Христа Иисуса крестившиеся, в смерть Его крещены?

4Через это крещение в смерть оказались мы со Христом погребенными, дабы так же, как Он был 'могуществом' славы Отца воскрешен из мертвых, могли бы и мы обновленной жизнию жить.

5Ибо если мы с Ним соединились, пройдя через смерть, подобную смерти Его, то, конечно же, с Ним 'сроднимся' и в подобии воскресенья.

6Мы ведь знаем, что прежние мы 'вместе с Ним' на кресте сораспяты, чтобы наше греховное "я" силы своей лишилось, и нам уж не быть рабами греха,

7ибо мертвый греху неподвластен.

8Если ж умерли мы со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним.

9Ведь мы знаем: Христос, воскрешенный из мертвых, уже не умрет - смерть больше не властна над Ним.

10Ибо смерть, которой Он умер, 'явилась' последней 'платой' греху, а жизнь, которой Он живет, - это жизнь для Бога.

11Так и вы считайте себя для греха мертвыми, а для Бога - живыми во Христе Иисусе.

12Грех потому не должен 'более' царствовать в смертном вашем теле, подчиняя вас похотям 'тела' сего.

13Не отдавайте его греху как орудие зла, но Богу себя предоставьте как из мертвых ожившие; каждую часть плоти своей Богу отдайте как орудие праведности,

14и не будет 'тогда' властвовать грех над вами: не под законом вы - под благодатью.

15Так что же 'выходит? Станем ли грешить, раз живем 'теперь' не под законом, а под благодатью? Конечно же, нет!

16Неужели не ясно, что если вы подчинились кому-то и готовы его слушаться, рабами его становитесь: можете сделаться вы рабами греха, что к смерти 'ведет', или рабами 'того' послушания, 'что ведет' к праведности.

17'Да', вы были рабами греха, но 'теперь', благодарение Богу, всем сердцем стали следовать духу учения", которому вас Бог подчинил.

18Освобожденные от греха, вы стали рабами праведности.

19К человеческим прибегаю сравнениям, потому что вы все еще в человеческой немощи вашей. 'Когда-то' отдали тела вы свои в рабство 'моральной' нечистоте и растущему беззаконию, отдайте же их теперь в рабство праведности для освящения.

20Ведь когда вы были рабами греха, не чувствовали вы своего долга перед праведностью.

21Какую же пользу принесло это вам? 'Получили' вы то, чего ныне стыдитесь, что кончается смертью.

22Теперь же, когда от греха вы свободны, когда на служение Богу отданы, плодом вашим явится освящение, и в завершение - вечная жизнь.

23Грех смертью платит, а дар Божий есть жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

Глава 7

...не раб и Закона

1Как людям, знакомым с законом, конечно, известно вам, братья, что закон над человеком властен, покуда тот жив?

2Замужняя женщина, 'скажем', с живым только мужем законом связана; когда же супруг умирает, она от закона, который привязывал ее к мужу, освобождается.

3Если при живом 'еще' муже сойдется она с другим мужчиной, то будет считаться прелюбодейкой. Но если умрет ее муж, она с ним законом не связана 'больше' и, выходя за другого замуж, не нарушает 'тем самым' супружеской верности.

4Так и вы, братья мои, для Закона вы умерли через тело Христово; 'ныне' принадлежите Другому - Тому, Кто из мертвых был воскрешен, дабы 'впредь' приносить нам плод Богу.

5Когда мы жили по плоти, нашим телом владели греховные страсти, возбуждаемые Законом, и мы приносили 'свой' плод смерти.

6Ныне же умерли мы для Закона, которым были связаны, от него мы свободны, и потому 'теперь' мы в новом служении, 'служении' по Духу, а не так, как встарь, по букве.

Закон и грех

7Что же скажем: греховен Закон? Вовсе нет! Но если бы не Закон, я бы даже не знал, что такое грех. Я не знал бы желания, если бы Закон не говорил: "Не пожелай..."

8Грех ведь в самой заповеди нашел повод к тому, чтобы возбудить во мне всякие 'недобрые' желанья: без Закона грех мертв.

9Когда-то я жил без Закона, но вот пришла заповедь - грех ожил,

10а я умер. И 'та' заповедь, что должна была вести 'меня' к жизни, 'обернулась' для меня смертью,

11ибо грех нашел в заповеди 'для себя' возможность обольстить меня, а потом через нее же и убить.

12Нет сомнения, что 'сам-то' Закон свят, и все, что велит он, свято, праведно и хорошо.

13Но неужели это доброе принесло мне смерть? Конечно же, нет! Грех сделал это. Так должна была открыться его 'истинная' природа". Когда грех использовал доброе, чтобы умертвить меня, он через заповедь стал более грешен, чем когда-либо.

В состоянии внутреннего разлада

14Совершенно очевидно, что Закон духовен, но я 'человек, я' из плоти и продан в рабство греху".

15Мне поступки мои непонятны: я делаю не то, что хочу, а то, что ненавижу.

16Но если я делаю 'вовсе' не то, что хочу, не признаю ли я 'тем самым', что Закон хорош?

17Тогда 'получается', что не я такие поступки совершаю, а завладевший мною грех.

18 Знаю я, что во мне, в плоти моей, 'ничего' доброго нет. Как ни хочется мне делать доброе, я не в силах.

19И 'выходит': то хорошее, что хотел бы я делать, не делаю я; а злое, которого не хочу, я совершаю.

20Но если я делаю то, чего не хочу, значит, это не я его совершаю, а грех, который во мне.

21Здесь я вижу закон: стоит мне захотеть какое-то сделать добро, тотчас злое у меня наготове.

22В душе я радуюсь закону Бога,

23но в теле моем видится мне 'действие' иного закона, того, что воюет с законом, который умом я своим признаю. Этот, 'телом моим овладевший закон', есть закон греха. Он и делает меня своим пленником.

24Несчастный я человек! Кто избавит меня от сего состояния смерти?

25'Кто, кроме Бога'?! Благодарю Его через Господа нашего Иисуса Христа!

Итак, сам 'по себе', умом своим, служу я закону Бога, природой же плотской - закону греха.

Глава 8

Жизнь со Христом возможна

1Так что нет никакого теперь осуждения тем, которые 'живут' во Христе Иисусе, <не по плоти живут, но по Духу>.

2Закон Духа, дарующий жизнь во Христе Иисусе, освободил меня от закона греха и смерти.

3Что бессилен был сделать Закон (по вине 'нашей' плоти), то Бог 'совершил': чтобы грех одолеть, Он Сына послал Своего в подобии плоти греховной. 'Так' Он грех осудил в человеке,

4дабы все верное и справедливое, что составляет Закон, исполнилось в нас, живущих по Духу, а не по плоти.

5Кто по плоти живет, тот о плотском и помышляет, кто по Духу - к духовному тот устремлен.

6Помышления плотские - к смерти, устремленья духовные - к жизни и к миру.

7Плотский ум Богу враждебен: он закону не покоряется Божьему, да и не может.

8Так что люди, живущие плотью, угодить Богу не могут.

9Но вы не по плоти живете - по Духу (если в самом деле живет в вас Дух Божий); а кто Духа Христова лишен, тот не Его.

10Если же в вас 'живет' Христос, то, хотя и смертно, по причине греха, 'ваше' тело, вы, Духом 'Божиим' облеченные в праведность, живы.

11И поскольку живет в вас Дух Того, Кто из мертвых воскресил Иисуса, Воскресивший из мертвых Христа оживит и ваши тела смертные пребывающим в вас Духом Своим.

12И выходит, мы все должники, братья 'мои', но не плоти, чтоб ей подчиняться; 'вам известно': ее должникам предстоит умереть.

13Вы же умерщвляете Духом 'греховные' дела тела, и поэтому будете жить.

14Все, кто движим Божиим Духом - все они Бога сыны.

15Ибо Дух сей, Который вы обрели, это 'вовсе' не рабства дух. Не к страху вернулись вы, а приняли усыновления Дух, Которым взываем: "Авва! Отец 'наш дорогой'!"

16Сам этот Дух в согласии с собственным нашим духом нам говорит, что мы Божий дети,

17а если мы дети Его, то Его и наследники 'тоже', и Христа сонаследники, конечно, если с Ним мы страдаем, чтобы нам разделить и славу Его.

Будущее озарено надеждой

18Пред такою 'грядущею' славой, какая откроется нам, все страдания наши земные, я полагаю, ничто.

19С нетерпением ждет 'все' творение, что 'в славе той' явит Бог Своих сыновей.

20Ибо не по желанию своему творение суете покорилось, а по воле Того, Кто ей участь такую определил с уверенностью,

21что 'в конце все живое Его' творение избавлено будет от рабства у тленья и получит свободу великую, в которой пребудут все Божий дети.

22Знаем мы, что все сотворенное 'Богом' стенает и, 'словно' при родах, мучится до сих пор.

23И не только 'оно', но и мы, кому дан Дух как первые плоды 'грядущей жатвы', стонем в наших сердцах и томительно ждем усыновления, 'ждем' освобождения от смерти.

24В этой 'самой' надежде и были мы спасены. Не на то в надежде, что уже могли мы видеть (иначе незачем было бы нам надеяться: никому нет нужды надеяться на то, что он уже видит),

25но в надежде на то, чего видеть не можем, нам приходится ждать терпеливо.

26Нам и Дух помогает по немощи нашей: ибо мы даже не знаем, о чем и как нам молиться. Но Сам Дух просит <за нас> в воздыханиях неизреченных.

27Тот же, Кто испытует 'наши' сердца, знает, 'конечно', помышления Духа: ведь по Божией воле просит Дух за Божьих людей.

28И мы знаем: Бог действует с теми, кто любит Его, 'с теми', кого призвал Он во исполненье намеренья 'Своего'; им Он все обращает во благо.

29Ведь тем, кого Бог знал, когда их еще не было, положил Он быть воплощением образа Сына Его, дабы старшим Тот был между многими братьями.

30И кому 'такое' предопределил Бог, того и призвал Он; кого же призвал, тех оправдал; и которых Он оправдал, тех и прославил.

Ничто не лишит нас Божьей любви

31После сказанного что еще остается добавить? Если Бог за нас, кто 'может быть' против нас?

32Если Он и Сына не пощадил Своего и отдал Его ради всех нас 'на смерть', разве Он не дарует нам вместе с Ним и все остальное?

33Кто сможет избранников Божиих обвинять? Не Бог же, Который оправдывает?

34Кто их осудит? Не Христос же, Который умер, и более, Который был воскрешен и 'ныне' пребывает по правую 'руку' Бога и ходатайствует за нас?

35Сможет ли что отлучить нас от Христа, от любви Его 'отлучить': бедствия или притеснения и гонения, голод ли, нагота иль опасность и меч?

36Как в Писании сказано: "Весь день за Тебя мы в смертельной опасности, держат нас за овец, на заклание обреченных".

37Нет, над всем торжествуем победу мы силою Возлюбившею нас.

38И я верую твердо, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни демоны, ни настоящее, ни будущее, ни 'темные' силы 'вселенские',

39ни мир вышний, ни бездна - ничто из всего сотворенного не отлучит нас от Божьей любви, 'явленной нам' во Христе Иисусе, Господе нашем.

Глава 9

Скорбь о родном народе

1Во Христе пребывая, скажу вам по правде, не солгу (порукой в том совесть моя, озаренная Духом Святым):

2ношу я в своем сердце неизбывную боль, великую скорбь о братьях моих, родных мне по плоти и крови.

3Уж лучше бы мне самому быть анафеме преданным ради них, от Христа отлученным.

4Израильтяне они. Бог удостоил их быть сынами Его, явил им славу Свою и дал им Свои заветы. Есть Закон у них и служение 'в Храме', и Божий обещания.

5У них - праотцы, и от них же по плоти Христос, Который превыше всех, Бог 'наш' вовеки благословенный. Аминь.

Все от Бога

6Никак, однако, не могло утратить силу слово Божие 'об Израиле'. Не все, кто от Израиля, будут считаться израильтянами.

7И не все потомки Авраама 'будут истинные' дети его. Ведь 'было сказано': "Рожденные от Исаака будут признаны твоими потомками".

8Так что 'не все' рожденные по плоти - дети Божий; лишь те, чье рождение было обещано 'Богом', признаются потомством 'Авраама'.

9И такие были слова 'в том' обещании: "В должное время 'опять' Я приду, и у Сарры будет сын".

10И это было не однажды: когда Ревекка зачала 'близнецов' от 'мужа своего' Исаака, праотца нашего,

11прежде, чем родились ее дети и сделали что-либо доброе или худое, 'уже тогда', чтоб неизменно торжествовал Божий выбор

12(не человеческие заслуги, а призыв Бога), ей было сказано: "Старший будет в подчинении у младшего".

13В Писании так и говорится: "Иакова Я возлюбил, а Исава отверг".

14Скажем ли мы, что у Бога неправда? Конечно же, нет!

15Моисею Он сказал: "Я милость Свою окажу, кому захочу, и, кого захочу, того пожалею".

16Так что дело не в желании и не в усилии человека, а в милости Бога.

17В Писании есть слова 'Его' фараону: "Я затем и возвысил тебя, чтобы силу Мою явить на тебе и чтобы по всей земле возвестили имя Мое".

18Это значит, что милует Он, кого хочет, и кого пожелает, того ожесточает.

19Но спросите вы у меня: "Как же может тогда обвинять Он 'кого-то'? Разве в силах кто противиться воле Его?"

20А кто ты 'есть', человек, чтоб пререкаться тебе с Богом? Сосуд скажет ли горшечнику: "Зачем ты сделал меня таким?"

21Не властен разве горшечник над глиной, не вправе ли он из одного и того же кома глины сделать некий сосуд для особого, а другой - для обычного употребления?

22Не так ли и Бог, 'даже когда' хотел 'Он' обнаружить Свой 'праведный' гнев и явить Свою мощь, с долготерпением великим щадил те сосуды, что вызывали у Него гнев и подлежали уничтожению,

23'щадил', чтобы открыть 'все' богатство славы Своей над сосудами, которые по милости 'Своей' предуготовил Он к славе, -

24над нами, призванными не только из иудеев, но также из язычников?

25Как в 'книге' Осии Он о том говорит: "Не Мой народ назову Своим, и ту, которая не была любима, возлюбленной Я назову.

26И будет так, что на том же месте, где сказано было: "Не Мой вы народ", назовут их сынами Бога Живого".

27А об Израиле провозглашает Исайя: "Пусть будут израильтяне неисчислимы, словно песок морской, все же спасется только остаток,

28ибо Господь без промедления и до конца Свой приговор на земле исполни г".

29Он и прежде говорил о том же: "Когда бы Господь небесных воинств не оставил нам 'некоторого' потомства, мы стали бы как Содом и уподобились Гоморре".

Своими усилиями праведности не достичь

30Что же выходит? Язычники, хоть и не искали праведности, все же достигли ее, 'обрели' праведность, основанную на вере.

31А Израиль, устремляясь к закону праведности, так и не пришел к нему.

32Почему? Потому что 'их стремления основывались' не на вере, а на делах, и они споткнулись о "камень преткновения",

33как 'и было' написано: "Вот, кладу на Сионе Я Камень, и будут о Него спотыкаться, будут падать из-за Него'. И верующий в Него посрамлен не будет".

Глава 10

1Братья, всем сердцем хочу я и Богу молюсь о том, чтоб спаслись израильтяне.

2В служении Богу - я сам тому свидетель - усердны они, только усердие их - без разуменья оно.

3Не осознав праведности Божией, не захотели они ей покориться и силятся собственную свою праведность утвердить.

4Но во Христе ведь уже достигнута цель, что была Законом указана, так что обрести праведность 'теперь' может каждый, кто верует в Него.

Путь к праведности для всех один

5Когда Моисей говорил, что "человек, соблюдающий все повеления Закона, в них и найдет для себя жизнь", он о праведности по Закону говорил.

6А праведность, что по вере, так говорит: "Не вопрошай в сердце своем: "Кто на небо взойдет?" (Как если бы нужно было Христа 'оттуда' свести.)

7Или: "Кто в бездну сойдет?" (Как если бы нужно было Христа из мертвых поднять.)

8Что же тогда она утверждает? "Близко слово к тебе, оно на твоих устах и в сердце твоем". Слово это - о вере, 'та самая весть', которую мы проповедуем.

9Так что если устами своими ты открыто заявляешь, что Иисус - Господь, если сердцем веришь, что Бог из мертвых Его воскресил", будешь спасен.

10Потому что вера в сердце к праведности ведет, а исповедание устами - ко спасению.

11Писание и говорит: "Всякий верующий в Него посрамлен не будет".

12И так для каждого, без различия: для иудея и для язычника, Господь ведь у всех у нас один, и богатства Его довольно для всех, кто 'в молитве' призывает Его";

13ибо каждый, кто призовет имя Господне, будет спасен.

Как обрести веру!

14Но как же призывать Того, в Кого не уверовали? Как верить в Того, о Ком не слыхали? И как услышать, если нет проповедующего?

15И как люди могут проповедовать, если они на то не посланы? Вот почему в Писании сказано: "Отраден приход вестников мира, несущих добрую весть!"

Нет извинения тем, кто не внял Благой Вести

16Однако не все вняли Благой Вести. Об этом говорит Исайя: "Господи, кто поверил тому, что услышал от нас?"

17Итак, вера - от Вести услышанной, а слышат ее там, где возвещается слово Христово.

18Но спрашиваю: не слышали разве они? Конечно же, слышали! 'Ведь сказано о тех, кто Весть эту возвещает': "По всей земле звучал их голос, до пределов вселенной 'дошли' слова их".

19А может быть, снова спрошу, не поняли израильтяне? Однако еще Моисей 'словами Господними' им говорил: "Я вызову ревность в вас теми, кого вы не считали народом, введу в раздражение вас народом, который не понимал 'Меня'".

20Еще смелее передает 'слова Бога' Исайя: "Нашли Меня не искавшие, открылся Я тем, кто не спрашивал обо Мне".

21А об Израиле Он говорит: "Целый день Я руки Свои простирал к народу своевольному и дерзкому".